Нобелевская премия за самую практичную экономическую теорию

Пол Милгром и Роберт Уилсон доказали практическую выгоду своих моделей аукционов
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Аукционы – один из старейших механизмов организации рынка. Человечество использует их по меньшей мере со времен древнего Вавилона. А в наши дни на аукционные торги выставляются практически все виды товаров и услуг – от свежих цветов до финансовых инструментов, от крабовых лицензий до электроэнергии и радиочастот. Не удивительно, что аукционы привлекают такое внимание ученых-экономистов. «Аукционы повсюду!» – напомнил профессор Университета Лунда Томми Андерссон на официальной церемонии представления в Шведской королевской академии наук новых нобелевских лауреатов – профессоров Стэнфорда Пола Милгрома и Роберта Уилсона.

Однако теоретические основы для современного анализа аукционов были заложены лишь в 1940-е гг., и сегодня это одно из наиболее динамично развивающихся направлений современной микроэкономики. И в немалой степени оно связано с исследованиями, которые в течение нескольких десятилетий вели нобелиаты: 83-летний Уилсон занимается теорией аукционов с конца 1960-х, Милгром (он на 10 лет моложе) – с конца 1970-х. Примечательно, что с 1990 г. это уже восьмая Нобелевская премия за научные достижения, непосредственно связанные с изучением аукционов, причем современники Милгрома (Эрик Маскин, Жан Тироль, Элвин Рот) эту премию уже получили. Теория аукционов, основанная в 1960-е Уильямом Викри (премия 1996 г.) и Джоном Харсаньи (премия 1994 г.), была расширена Робертом Уилсоном, а впоследствии и Полом Милгромом в 1970–1980-е.

Представим себе покупку телефона на онлайн-аукционе. По теории Викри, его ценность для разных покупателей не связана (независима), а раз так, то продавец телефона заработает одинаково на аукционе с понижением цены («голландском») и с ее повышением («английском»). Однако каждый участник аукциона на деле ориентируется еще и на поведение других участников. Роберт Уилсон на основе работ Харсаньи учел этот фактор в своих моделях аукционов. Его ученик Пол Милгром пошел намного дальше. «Он показал, что в аукционах с конечными ценами максимальная информированность покупателей об оценках актива другими участниками увеличивает, а не уменьшает ожидаемую выручку продавца, – объясняет руководитель департамента математики факультета экономических наук НИУ ВШЭ Фуад Алескеров. – Милгром проанализировал стратегии назначения ставок в нескольких форматах аукционов и выяснил, что продавец получит более высокий ожидаемый доход, когда участники торгов узнают больше об оценках друг другом стоимости актива во время торгов».

Уилсон пришел к выводу, что участники аукциона с общей конечной ценой делают ставки ниже собственной рациональной оценки, потому что опасаются заплатить за актив больше реальной цены. «В итоге была создана теория, разрешающая повторные заявки, что снизило влияние неопределенности и «проклятия победителя», – отмечает Алескеров. – Получилось так, что выигрыш от аукциона одной компании компенсирует проигрыш других компаний».

Однако теорией дело не ограничилось: Милгром и Уилсон вместе создали формат аукционной продажи множества взаимосвязанных активов, позволяющий продавцу получить максимальную прибыль. Наиболее известным примером его успешного применения стали организованные по их проекту аукционы по распределению радиочастот в США в 1994 (SMRA) и 2017 гг., а также в Великобритании в 2008 г. (CCA), которые принесли бюджету сотни миллионов долларов дополнительной прибыли.

Позже эти аукционные механизмы были адаптированы многими странами. И сегодня практически все аукционы для «сложных» товаров в мире организуются с учетом разработок Милгрома и Уилсона – будь то распродажа проблемных активов, продажи электроэнергии или распределение квот на природные ресурсы. Впоследствии исследователи разработали новые форматы аукционов, уменьшив возможности для манипуляций и сговоров. В частности, Милгром принимал участие в разработке модифицированного аукциона и аукциона с двумя раундами.

«Все исследования, которые я проводил, были мотивированы практическими соображениями», – заявил Уилсон после награждения его в 2016 г. премией BBVA Foundation Frontiers of Knowledge в области экономики, финансов и менеджмента. А для Милгрома аукционы стали не только предметом научных исследований, но и бизнесом: он создал компанию Auctionomics и консультирует крупные корпорации, в том числе Google и Microsoft. Это отметил и Нобелевский комитет. «Особенность лауреатов 2020 г. в том, что они одновременно разработали и теорию, и ее практические применения», – подчеркивается в его решении.