Мосбиржа в сентябре запустит финансовый маркетплейс
Банк России включил Московскую биржу в реестр операторов финансовых платформБанк России включил Мосбиржу в реестр операторов финансовых платформ, после чего торговая площадка объявила о запланированном на сентябрь 2020 г. запуске маркетплейса под отдельным розничным брендом. Согласно законодательству о финансовых платформах, принятому в июле 2020 г., все операторы финансовых платформ должны быть включены в реестр, который ведет Банк России.
Инициатором создания финансового маркетплейса – площадки, где потребитель может сравнить и приобрести услуги и продукты от разных финорганизаций, – стал Банк России. Идея начала реализовываться еще в 2018 г., а в октябре 2019 г. на форуме инновационных финансовых технологий Finopolis Мосбиржа представила демоверсию маркетплейса.
Как рассказали представители Мосбиржи, на старте маркетплейс будет предоставлять услуги более чем в 20 регионах, а в дальнейшем он станет доступен по всей стране. «Сначала на платформе будет возможность сравнивать условия по депозитам разных банков и размещать вклады в режиме онлайн, – сообщают в пресс-службе Мосбиржи. – Следующим шагом могут стать инвестиционные продукты, в первую очередь ОФЗ-н. Далее в продуктовую линейку платформы будут добавлены кредитные и страховые продукты. Сейчас над подключением к платформе работают более 10 банков-партнеров. Уверены, что их число будет расти». Оператор маркетплейса планирует установить такие тарифы, чтобы банкам было выгоднее привлекать клиентов через платформу, чем через традиционные каналы.
Мосбиржа пока не раскрывает список участников проекта. Ряд банков, включая Газпромбанк, «Зенит», Совкомбанк, Россельхозбанк, «Уралсиб» и др., подписавшие в прошлом году меморандум о сотрудничестве в рамках организации маркетплейса, оставили вопрос «Ведомостей» об участии в проекте без комментариев. Банк «Открытие», «Ак барс банк», Росбанк, «Тинькофф банк» пока в проекте не участвуют, но, по сообщению пресс-служб, рассматривают эту возможность. В «Тинькофф банке» пояснили, что банк не планирует участвовать именно в стартовой версии сервиса, поскольку она не поддерживает мультивалютные вклады, а у «Тинькофф» все вклады мультивалютные.
Финансовое сообщество в целом оптимистично оценивает запуск маркетплейса. В Промсвязьбанке считают, что работа с маркетплейсом дает дополнительные возможности для увеличения клиентской базы, а развитие проекта позволит клиентам выбирать не бренд, а наиболее выгодные предложения. Генеральный директор АО «Открытие брокер» Владимир Крекотень видит преимущество маркетплейса в том, что управляет им и инвестирует в его развитие биржа, а компании получают клиентский поток, если выглядят достаточно конкурентно по сравнению с другими участниками маркетплейса. «Помимо функции канала продаж наличие наших продуктов на полке маркетплейса помогает повышать узнаваемость бренда среди потенциальных клиентов», – подчеркивает Крекотень.
«АльфаСтрахование» и «Росгосстрах» поддерживают проект и полны решимости участвовать в нем. «Начнем, скорее всего, с ОСАГО как наиболее массового вида страхования в нашей стране», – заявил представитель «АльфаСтрахования». А руководитель блока цифрового бизнеса «Росгосстраха» Дмитрий Литовченко отметил, что большинство продуктов его компании уже адаптированы для онлайн-продаж и «любой продукт, который Мосбиржа выберет для интеграции в свой маркетплейс, «Росгосстрах» готов предоставить».
Помимо банкиров и страховщиков к участию в проекте Мосбиржи готовятся финансовые супермаркеты, которые сами уже являются маркетплейсами. Динара Юнусова, генеральный директор Банки.ру, ожидает, что благодаря возможности дистанционного оформления услуги через маркетплейс может значительно увеличиться количество открытых вкладов. «В процессе интеграции банки будут предоставлять условия по вкладам Московской бирже, – объясняет Юнусова, – а Банки.ру будет «забирать» эти условия и показывать их клиентам».
Сергей Леонидов, гендиректор Сравни.ру, рассказал, что его компания участвует в проекте с этапа прототипа. «На базе нашей площадки проводились все тестовые демонстрации рабочей группе при Центральном банке, поэтому интеграция у нас уже есть. Коммерческие условия находятся на этапе обсуждения, но в любом случае мы будем получать комиссию за оформление продукта через нашу платформу. При этом для клиентов все услуги будут бесплатны», – сказал Леонидов.