Повышенная волатильность способствовала обвалу и взлету фондового рынка

Неопытные инвесторы пытаются на этом заработать, но могут сильно обжечься
Reuters

Противоречивые сигналы

Этот квартал может стать лучшим для индекса S&P 500 с 1998 г. – к 24 июня он вырос на 18%. Но динамика котировок сильно различается у компаний разных секторов. Сильнее всего с начала квартала подорожали акции ритейлеров, технологических и энергетических компаний, согласно Dow Jones Market Data, каждый из отраслевых индексов вырос более чем на 26%. Для сравнения: у компаний сектора недвижимости, производителей потребительских товаров и коммунальных предприятий рост составил 9,6, 5,9 и 1,9% соответственно.

Но ситуация может быстро меняться даже внутри одного сектора. Особенно это касается энергетических компаний, которые были одними из худших с начала года, одними из лучших с апреля по начало июня и снова одними из худших в последние пару недель, отмечает главный инвестиционный стратег Charles Schwab Джеффри Клейнтоп. «Сейчас трудная обстановка для инвесторов, пытающихся анализировать» различные сигналы и находить тренды, приводит его слова The Wall Street Journal (WSJ).

Акции нефтяных компаний Apache и Marathon Oil с начала квартала взлетели на 213 и 76% соответственно. Хотя разработчикам сланцевых месторождений в США сейчас приходится непросто из-за низких цен и спроса на нефть, некоторым инвесторам их акции могли показаться недооцененными, говорят аналитики.

Акции PayPal подорожали на 75%, а eBay – на 62%, тоже показав одни из лучших результатов.

В число худших попали Xerox, General Electric, производитель косметики Coty, у которых акции подешевели более чем на 16%.

Роль опционов

В последние годы среднее значение индекса волатильности VIX составляло около 20 пунктов. Но в этом году волатильность резко усилилась из-за неопределенности, вызванной пандемией коронавируса. На пике в марте индекс превысил 80 пунктов, а сейчас составляет около 35 пунктов.

Некоторые пытаются быстро заработать на рыночных колебаниях с помощью опционов, дающих право купить или продать акции в будущем по определенной цене, пишет WSJ. Сильная волатильность, как в этом году, делает такие инструменты более привлекательными. Но если ставка окажется неверной, инвестор потеряет потраченные на опцион деньги.

В этом году в США ежедневно заключается в среднем 28 млн сделок с опционами, по данным Options Clearing. Это рекорд и на 45% больше, чем в 2019 г. Причем на долю индивидуальных инвесторов, торгующих одним контрактом, приходится 14% сделок с опционами, отмечают специалисты Goldman Sachs; в конце прошлого года их было 10%. По данным банка, открытые позиции по опционам на акции сейчас составляют около $5 трлн, или примерно 20% от совокупной капитализации компаний из индекса S&P 500; в 2013–2017 гг. это значение было в среднем 14%.

Росту оборотов способствуют и низкие комиссии. Популярное приложение Robinhood Markets и ведущие онлайн-брокеры за торговлю акциями теперь вообще ничего не берут, а комиссия за сделки с опционами опустилась примерно до $0,65. До прошлого года их клиентам часто приходилось платить более $5 за каждую транзакцию с опционами.

Быть осторожнее

Некоторые защитники прав инвесторов обеспокоены этим бумом и призывают брокеров лучше предупреждать о возможных рисках и не позволять неквалифицированным инвесторам торговать опционами. Так, в Robinhood доступ к ним можно получить, указав в анкете, что имеешь большой опыт в инвестировании, даже если это не так. «Фирмы позволяют слишком легко торговать опционами, – утверждает Майка Хауптман из Американской федерации потребителей (цитата по WSJ). – Это не игра. Люди могут по-настоящему потерять деньги, и иногда – очень много».

Как предупреждают некоторые аналитики, рост числа трейдеров, пытающихся сыграть на волатильности и использующих деривативы, усиливает движения рынка. Такие действия во многом объясняют масштабы падения в феврале – марте и также сыграли огромную роль в обеспечении последовавшего затем ралли, считает Банким Чадха, главный глобальный стратег Deutsche Bank (его мнение приводит Financial Times).