ЕС усилит борьбу с отмыванием после скандалов с деньгами из России
Для этого может быть создано новое ведомствоЕврокомиссия (ЕК) объявила 7 мая о планах создать новую комплексную систему для более эффективной борьбы с отмыванием денег на территории Евросоюза. Решение было принято после того, как в последние годы несколько европейских банков оказались замешаны в широкомасштабном отмывании денег, в том числе для клиентов из России.
Для начала ЕК попросит Европейское банковское управление (EBA) активнее использовать свои полномочия по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. В 2019 г. EBA подготовило доклад о бездействии регуляторов Дании и Эстонии в деле отмывания денег, в основном российских, через эстонский филиал Danske Bank, однако наблюдательный совет управления в итоге решил закрыть расследование и не предпринимать никаких мер.
Затем ЕК предложит создать новый панъевропейский регулирующий орган и подготовит единый свод правил для членов ЕС в I квартале 2021 г. Новый регулятор, в частности, сможет проводить проверки на местах и оценивать, как в странах реализуется законодательство по борьбе с отмыванием.
Кроме того, ЕК составила новый список стран, где высок риск отмывания денег из-за неэффективного контроля. В него были добавлены несколько латиноамериканских, азиатских и африканских государств, а шесть стран, включая Боснию и Герцеговину и Тунис, наоборот, исключены.
Проблема отмывания денег в последние годы особенно явно проявилась в странах Балтии и Скандинавии. Так, в феврале 2018 г. США ввели санкции против небольшого латвийского банка ABLV, поскольку выяснилось, что он проводил незаконные транзакции для клиентов из России, Азербайджана, с Украины и даже из Северной Кореи. Минфин США лишил банк возможности проводить операции в долларах, и вскоре тот вынужден был закрыться.
Также выяснилось, что через эстонский филиал Danske Bank прошло около 200 млрд евро ($216 млрд по текущему курсу) из России и других стран бывшего СССР в 2007–2015 гг. Банк признал, что значительная часть этих средств может быть классифицирована как подозрительные операции, а расследования, в том числе уголовные, в отношении него ведутся в Дании, Эстонии, Великобритании, Франции и США. Кроме того, в отмывании крупных сумм из России через страны Балтии подозреваются шведские Swedbank и SEB. Часть подозрительных транзакций связана с делом Магнитского.
Кроме того, в 2019 г. американские конгрессмены, изучавшие деятельность Дональда Трампа, выявили возможные проблемы в системе контроля за отмыванием денег Deutsche Bank при работе с крупными российскими бизнесменами. А двумя годами ранее банк заплатил $630 млн штрафов в США и Великобритании за то, что в 2011–2015 гг. помог «коррумпированной группе банковских трейдеров и офшорных компаний тайно вывести из России более $10 млрд».
В 2018 г. банк признал, что преступники отмывали деньги через его счета, и по договоренности с прокуратурой Нидерландов заплатил 775 млн евро ($876 млн) штрафа. Одним из самых значительных нарушений, по словам прокуроров, было использование счетов ING для оплаты взяток в узбекском деле телекоммуникационного оператора «Вымпелком».
Эти скандалы показали, что в ЕС пока нет единых стандартов и системы для борьбы с отмыванием денег. Надзором по отдельности занимаются национальные органы стран – членов блока, у которых к тому же не всегда хватает полномочий. Как отмечали эстонские регуляторы, поскольку местное подразделение Danske Bank работало как филиал, а не дочерняя компания, они не могли собрать полную информацию и даже прийти в его офис с проверкой.
«Если мы хотим быть более эффективными, мы должны действовать на уровне ЕС, – заявил еврокомиссар по финансовым услугам Валдис Домбровскис в интервью Financial Times. – Порой возникавшие вопросы вставали перед национальными органами двух стран, и ни один из них не занимался ими по-настоящему».