Китайские инвесторы могли потерять $1,4 млрд из-за падения нефти ниже нуля

Структурные продукты не в первый раз приносят катастрофические убытки
Jason Lee / Reuters
Jason Lee / Reuters

Шесть китайских банков временно прекратили продавать клиентам рискованные финансовые продукты, привязанные к ценам на нефть и другое сырье, включая крупнейший из них – Industrial and Commercial Bank of China. Об этом сообщило китайское агентство деловых новостей Caixin. Так они поступили после того, как клиенты одного из ведущих банков страны, Bank of China (BOC), понесли огромные потери из-за обвала на нефтяном рынке.

20 апреля цена майских фьючерсов на североамериканскую нефть WTI, к которой были привязаны китайские структурные инструменты, упала ниже нуля и к закрытию торгов достигла минус $37,63 за баррель. Точный размер убытков клиентов BOC неизвестен, но Caixin благодаря полученной от источников информации оценивает их примерно в $1,4 млрд. Более половины этой суммы клиенты остались должны банку из-за того, что цены на нефть стали отрицательными.

У участников отрасли возникло много вопросов к продукту BOC, продажи которого теперь тоже приостановлены. Многие удивлены, что расчет по нему проводился за день до срока исполнения фьючерсов, которое прошло 21 апреля по цене $10,01 за баррель. Как рассказал Caixin один из источников, инструмент, название которого переводится как «Сокровище сырой нефти», не был рассчитан на падение фьючерса ниже нуля. Специалисты также критикуют банк за то, что он утаил от инвесторов потенциальные риски, отмечает Caixin. Из-за этого его могли приобрести люди, которые не были готовы сильно рисковать.

Пользователи социальной сети Weibo, китайского аналога Twitter, призвали провести расследование в отношении BOC. Они хотят, чтобы банк раскрыл данные о размере потерь инвесторов. Кроме того, банк поначалу требовал от держателей своих структурных продуктов, чтобы они полностью покрыли убытки, но затем смягчил позицию на фоне всеобщего недовольства.

Комиссия по регулированию банковской и страховой деятельности Китая пока не делала публичных заявлений по этому поводу.

В США несколько руководителей нефтяных компаний тоже призвали Комиссию по срочной биржевой торговле (CFTC) провести расследование по факту падения котировок ниже нуля. В частности, Гарольд Хэм, гендиректор крупного сланцевого добытчика Continental Resources, попросил CFTC выяснить, было ли причиной «возможное манипулирование рынком, сбои в системах или компьютерных программах». «Под вопросом оказались безупречность и доверие на рынке фьючерсов на нефть и все сырьевые товары, так как система бесславно провалилась», – так выразился Хэм.

Аналогичное письмо он направил биржевому оператору CME, где торгуются фьючерсы на WTI. «Рынки CME Group работали как положено», – заявил в ответ оператор. В начале апреля CME внес в программное обеспечение и торговые программы возможность торгов по отрицательным ценам. CFTC сообщила, что внимательно отслеживает ситуацию на рынке и сложившаяся ситуация, по всей видимости, стала результатом «взаимодействия фундаментальных факторов спроса и предложения».

Структурные инвестиционные продукты уже не раз становились причиной масштабных потерь. На рубеже веков во время бума на технологическом рынке популярность в Европе приобрели инструменты, привязанные к местным фондовым индексам. Падение на 20–30% – условие, при котором инвестор терял все деньги, – казалось невероятным, но именно это произошло, когда сдулся технологический пузырь. Когда в США в 2007–2008 гг. сдулся уже ипотечный пузырь, лишившиеся денег инвесторы, вкладывавшиеся в ипотечные облигации и продукты на их основе, выходили на демонстрации в Гонконге.

Продукты, привязанные к цене нефти, стали в последнее время популярными в Азии, так как местные инвесторы были уверены, что она восстановится. В результате десятки тысяч розничных инвесторов в Южной Корее тоже понесли крупные убытки, когда цена WTI стала отрицательной, пишет Financial Times.

О потерях сообщил и один из ведущих онлайн-брокеров США Interactive Brokers. Счета некоторых его клиентов, торговавших самими фьючерсами на WTI, тоже ушли в минус. Брокер обязан провести расчеты с контрагентами по сделкам за счет собственных средств, если этого не может сделать клиент. В результате Interactive Brokers понес около $88 млн убытка.