Ритейл в Европе экономит 1,2 млрд евро в год на комиссиях за прием карт
Но магазины не торопятся снижать цены, как полагала ЕврокомиссияТорговые точки в Европе ежегодно экономят 1,2 млрд евро на комиссиях за прием карт – это результат того, что Евросоюз ввел регулирование тарифов. Об этом говорится в исследовании, проведенном EY и Copenhagen Economics по заказу Еврокомиссии. Предполагалось, что снижение стоимости приема карт для ритейлеров должно привести к снижению цен для потребителей, говорится в докладе. Однако оценить влияние регулирования на розничные цены практически невозможно – изменения в тарифах настолько малы, что их недостаточно для корректировки цен, признают сами ритейлеры.
Ритейлеры во многих странах недовольны тем, сколько они платят за прием карт (эквайринг), считая это чуть ли не квазиналогом на бизнес. В 2015 г. Евросоюз решил на уровне закона регулировать межбанковскую комиссию, или интерчейндж. Она является самой большой составляющей в стоимости приема карт для торговца: банк, обслуживающий торговую точку (эквайер), платит ее банку, картой которого расплатились, (эмитенту) в виде процента от суммы покупки. Обычно размер межбанковской комиссии устанавливают платежные системы. В конечный тариф для торговой точки эквайер закладывает не только интерчейндж, но и другие издержки и свою маржу. А эмитенты карт инвестируют доходы от интерчейнджа в том числе в развитие карточных продуктов и программы лояльности.
Евросоюз в 2015 г. установил предельный размер межбанковской комиссии 0,2% для дебетовых карт и 0,3% – для кредитных. В результате этого ограничения эмитенты в 2015–2017 гг. получили на 2,68 млрд евро в год меньше комиссий, говорится в исследовании. Из этой суммы эквайеры забрали себе часть высвободившихся доходов, и выгода ритейлеров составила 1,2 млрд евро в год. Планировалось, что снижение интерчейнджа для всего региона составит 6 млрд евро, но такую оценку Еврокомиссия делала в 2013 г., когда ставки были выше, объясняют авторы доклада.
Авторы исследования на приеме пяти стран подсчитали, что если бы всю выгоду от снижения стоимости приема безналичных ритейлеры отдали потребителю в виде снижения цен, то в среднем европейская семья экономила бы 6,76 евро в год. Однако из-за небольшого размера комиссий оценить влияние снижения интерчейнджа на цены на основе реальной статистики невозможно, признают авторы. Тогда исследователи провели опрос ритейлеров, которые в 59% случаев ответили, что снизили цены, и в 70% – что инвестировали средства в улучшение покупательского опыта. В то же время во время интервью ни один из ритейлеров не смог привести примера специального снижения цены из-за падения затрат на прием карт.
Регулирование межбанковских комиссий также должно было привести к росту безналичных платежей за счет удешевления их себестоимости. Доля безналичных действительно выросла, но рост не превышал показателей предыдущих периодов, говорится в исследовании.
В России ритейлеры давно пытаются добиться регулирования стоимости приема карт. В прошлом году они пожаловались президенту, что за прием карт с них берут слишком много, и Владимир Путин назвал это «квазиналогом» на бизнес. За 2019 г. объем всех платежей картами в России, по данным ЦБ, вырос на 25% до 26,25 трлн руб.
По оценкам председателя ассоциации «Электронные деньги» Виктора Достова, сейчас комиссия за прием карт составляет от 0,8% для крупных игроков и 3–3,5% – для малого бизнеса, а среднем – 1,5%.
Платежи за эквайринг – это одни из множества издержек ритейлеров, говорит заместитель исполнительного директора Национальной платежной ассоциации Андрей Обыночный. «Как аргумент для введения регулирования комиссий приводится то, что они создают несправедливую нагрузку на конечных потребителей и их снижение должно привести к соответствующему снижению цен, – говорит он. – Но опыт ЕС показывает, что (по крайней мере, пока) так не происходит. В России актуальность вопроса о справедливой стоимости эквайринга с появлением альтернативы карточным платежам в виде Системы быстрых платежей (СБП) Центробанка, вероятно, снизится». ЦБ установил предельный размер комиссий с торговых точек за прием платежей через СБП на уровне 0,4–0,7%.
Справедливой была бы комиссия за эквайринг на уровне 0,4% – такая же, как сейчас в СБП, считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. «Расход ритейлеров на эквайринг в год составляет примерно 300 млрд руб., это третья по величине статья расходов после фонда оплаты труда и аренды, – говорит он. – Высвобожденные деньги бизнес может потратить как угодно, но чем меньше у него издержек, тем он более конкурентен и тем больше он развивается». Издержки ритейла на комиссии за эквайринг составляют 750–800 млрд руб. в год и 80% из них – это интерчейндж, делится другими подсчетами председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Сергей Беляков. Ситуация такова, что наличный оборот для банков дешевле, чем безналичный, добавляет он. Ожидать, что стоимость продукта снизится из-за падения интерчейнджа не стоит, но за счет сокращения издержек ритейлеры смогут направить средства на развитие своих программ лояльности, как это делают банки, откровенен Беляков.
Год назад, после очередного раунда борьбы ритейлеров за снижение карточных комиссий, на совещании в ЦБ платежные системы договорились уменьшить межбанковскую комиссию при платежах в социальной сфере и при оплате крупных покупок. Одним из условий этого соглашения было сопоставимое снижение цен торговцами, которое должен был контролировать Минпромторг.
«Интерчейндж имеет смысл отдавать банкам, а не ритейлерам, потому что именно они развивают платежную инфраструктуру, делая ее удобнее для всех участников процесса», – уверен Достов.
«В России обороты по банковским картам растут в целом благодаря общей современной тенденции роста безналичных платежей и вкладу банков-эмитентов и платежных систем, – говорит эксперт в области электронных платежных систем Андрей Вылегжанин. – Даже если ритейлеры смогут добиться снижения комиссий, вряд ли они передадут полученную от этого выгоду конечному потребителю, но даже если и так – отследить это будет практически невозможно».
ЦБ заявил 20 марта, что прорабатывает вопрос установления предельных комиссий за онлайн-эквайринг в связи с ожидаемым ростом покупок в интернете из-за распространения коронавирусной инфекции.