Группа «Тинькофф» выходит на европейский рынок
Она инвестирует до 25 млн евро в финтех-стартап двух своих топ-менеджеров«Наконец мы решились покорять Европу, посмотрим...» – написал на своей странице в Instagram основатель «Тинькофф банка» Олег Тиньков после того, как TCS Group Holding, в которую он входит, объявила об инвестициях в финтех-компанию в Европе.
Запуск проекта запланирован на 2020 г. TCS станет основным seed-инвестором (инвестиции на раннем этапе развития) и контролирующим акционером компании, сообщает группа. Первоначальные инвестиции TCS составят до 25 млн евро, сумма будет инвестироваться частями по мере развития проекта. Эти деньги планируется вложить в течение года, уточнил представитель TCS.
Основатели и соинвесторы стартапа – два ключевых менеджера TCS: старший вице-президент по развитию бизнеса Артем Яманов и вице-президент по разработке новых продуктов Александр Емешев. Они покидают свои должности, чтобы сосредоточиться на развитии нового бизнеса, сообщила группа. Яманов работает в «Тинькофф» с основания банка в 2006 г., Емешев, отвечавший в том числе за «Тинькофф инвестиции», – с 2014 г.
«Тинькофф банк» в разное время рассматривал варианты выхода на европейский рынок, рассказывали «Ведомостям» несколько банкиров. «У банка нет необходимости в создании европейского подразделения. Это [инвестиции в стартап] и есть наш выход на европейский рынок», – передал через представителя предправления банка Оливер Хьюз в ответ на вопрос, рассматривал ли банк возможность работы в Европе. Группа поможет проекту не только деньгами, но и экспертизой, обещает ее представитель, подчеркивая, что новая компания будет независима от группы и не будет в нее входить. Никаких интеграций с текущими продуктами, бизнес-линиями, технологическими системами и платформами «Тинькофф» не будет, добавил он.
Новая компания будет предоставлять некредитные финансовые продукты, говорится в сообщении. Подробности о ее деятельности и даже название представитель TCS не раскрывает, указывая, что она займется «финансовыми и банковскими розничными продуктами и транзакционными сервисами». Тиньков в своем Instagram выразил уверенность, что Яманов «надерет зад» основателю Revolut Николаю Сторонскому. Представитель Revolut от комментариев отказался.
Запустить банк в Европе довольно сложно и дорого: там высокие требования к капиталу и жестче регулирование, т. е. будут велики затраты не только на поддержание капитала, но и на издержки взаимодействия с европейским регулятором, объясняет аналитик Fitch Дмитрий Васильев. А для тестов некоторых продуктов и сервисов, не связанных с привлечением депозитов и выдачей кредитов, можно обойтись без банковской лицензии и сделать это на базе отдельной финтех-компании, рассуждает он.
«Около трех лет назад я встречался с основателем Revolut Николаем Сторонским, и он предложил инвестировать в его компанию 50 млн фунтов, по тем временам это было 25% компании. Я ответил, что могу только купить всю компанию и внедрить сервис для «Тинькофф». Недавно я узнал, что [Юрий] Мильнер инвестировал в проект $250 млн, а сама Revolut оценена в $2 млрд. Возможно, я тогда не заработал $1 млрд, но я не жалею, я не инвестор». На встрече с инвесторами 7 июня 2018 г.
Особенность транзакционного бизнеса – он начинает зарабатывать на очень больших оборотах, отмечает управляющий директор Skolkovo Ventures Станислав Колесниченко.
Часто корпоративные инкубаторы стараются получить максимум в капитале стартапов – порой до 80%, рассказывает он. У этого проекта будут сложности с привлечением денег от других инвесторов, кроме «Тинькофф», считает он. И полагает, что «Тинькофф» останется единственным инвестором, который будет вкладывать средства в проект на протяжении его жизни: «Вряд ли венчурные фонды будут инвестировать в этот проект – заходя в проект, все фонды всегда думают, кому его впоследствии продать». Компанию, у которой основной акционер «Тинькофф», продать другому крупному игроку будет сложно, предсказывает Колесниченко, единственный вероятный покупатель будет сам «Тинькофф».