Сборы страховщиков по ОСАГО снизились после реформ в отрасли

В 2019 году страховые компании продали полисов на 7,7 млрд рублей меньше, зато выплатили на 8 млрд рублей больше
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Сборы страховщиков ОСАГО в 2019 г. упали на 3,3% – с 227,7 млрд руб. до 220 млрд руб. А общая сумма выплат по полисам ОСАГО, наоборот, выросла на 5,6% – со 142 млрд до 150 млрд руб. Количество проданных полисов выросло на 1,6% – с 39,98 млн до 40,61 млн штук. Такие цифры приводит Российский союз автостраховщиков (РСА). В результате средняя цена полиса ОСАГО снизилась на 5%, приблизившись к уровню 2015 г., – с 5718 до 5434 руб. А средняя выплата, напротив, выросла на 2,3% – с 67 000 до 68 600 руб.

В начале 2019 г. ЦБ начал либерализацию ОСАГО. Регулятор расширил коридор базового тарифа на полисы ОСАГО на 20% в обе стороны. Он стал 2746–4942 руб. Также с прошлого года была введена более гибкая система коэффициента «возраст–стаж» (КВС) с детальной градацией: вместо четырех ступеней стало 58. Изменен и подход к применению коэффициента бонус–малус (КБМ): теперь, например, в случае перерыва в вождении за автовладельцем сохраняется тот же КБМ, который был у него до перерыва.

На рынке ОСАГО сменился лидер: «РЕСО-гарантия» опередила «Альфастрахование» по размеру сборов: 31,7 млрд против 31 млрд руб. У обеих компаний премии упали на 8,1 и 14,3% соответственно. Их конкуренты из топ-5 – «Росгосстрах», «Ингосстрах» и ВСК – сборы, наоборот, увеличили. Больше всего премии выросли у ВСК – на 25,6% до 23,4 млрд руб., у «Ингосстраха» – на 17,9% до 28 млрд, у «Росгосстраха» – на 14% до 22,8 млрд руб.

Из топ-5 страховщиков выплаты выросли у «Альфастрахования», «Ингосстраха» и ВСК, причем у «Альфастрахования» они увеличились в 1,7 раза до 24,2 млрд руб., у «Ингосстраха» и ВСК – на 31,3% (15 млрд руб.) и 16% (13,1 млрд руб.) соответственно.

Реформа в ОСАГО дает позитивные плоды для автовладельцев – для большей части полисы подешевели, приводятся в сообщении РСА слова президента союза Юрия Юргенса. Это стало следствием возросшей конкуренции между страховщиками. Однако, предостерегает он, финансовая ситуация на рынке ОСАГО становится все более напряженной. Поэтому реформу по индивидуализации тарифов необходимо как можно быстрее продолжить, уверен Юргенс.

Изменения в законодательство об ОСАГО нацелены на создание материальных выгод для аккуратных водителей, соглашается директор департамента анализа и моделирования «Росгосстраха» Алексей Володяев: поэтому в прошлом году наблюдалось снижение средней стоимости полисов. Однако влияние предыдущего пакета поправок на размер базового тарифа и среднего платежа в ОСАГО уже исчерпало себя. Дальнейшее снижение премии продолжится только тогда, когда законодателем будут предприняты очередные шаги, направленные на индивидуализацию страхового тарифа, соглашается Володяев с Юргенсом.

В «Альфастраховании» прогнозируют дальнейший рост выплат, говорит директор департамента обязательных видов страхования «Альфастрахования» Денис Макаров: только в течение 2019 г. стоимость запасных частей для автомобилей в справочниках, которые используются при расчете страховой выплаты по ОСАГО, повышалась три раза. Последний раз – 1 декабря, в среднем на 10%. Через какое-то время страховые компании будут вынуждены учесть эти изменения в базовых ставках ОСАГО, считает Макаров.

«Ингосстрах» планирует сборы за 2020 г. на уровне прошлого года, говорит руководитель дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев, но возможности дальнейшего снижения цен на полисы исчерпаны ввиду роста выплат.

Даже при отсутствии изменений в тарифах/законе ситуация на рынке изменится, так как страховые компании по результатам года увидят ухудшение финансового результата по ОСАГО и не будут вести активную ценовую борьбу, говорит представитель «Тинькофф страхования»: если борьба за долю рынка продолжится, то в этом случае стоит ожидать дальнейшего падения средней премии.