Российская биржа впервые заинтересовалась рынком факторинга
«Дочка» Мосбиржи и финансовый стартап запускают цифровую платформу для факторинга и других сложных продуктовМосковская биржа собирается заработать на смежных финансовых рынках. В январе 2020 г. принадлежащая ей компания «МБ Инновации» увеличила долю в уставном капитале «Диджитал партнерс» с 1,41 до 12,5%. На сайте этой компании сообщается, что она занимается факторингом и банковскими гарантиями.
По данным СПАРК, «Диджитал партнерс» была основана в мае прошлого года Евгением Архиповым (40%), Александром Яковенко, Константином Голюком и Борисом Абелевым (по 20% у каждого). В августе в списке участников появилась «МБ Инновации» с долей 1,41%, в сентябре – Дмитрий Еремин (19,72%), затем состав владельцев снова изменился. На 17 января 70% компании принадлежит Евгению Архипову, Александру Яковенко – 17,5%, а «МБ Инновации» – 12,5%. Юридический адрес «Диджитал партнерс» тот же, что у «МБ Инновации».
На сайте «Диджитал партнерс» говорится, что компания вместе с Мосбиржей запускает платформу, через которую можно воспользоваться банковскими продуктами и финансовыми услугами. Первыми услугами, с которых начнет компания, называются банковские гарантии и финансирование под уступку денежного требования (факторинг). Функционал платформы позволит «оцифровать, систематизировать, регламентировать и автоматизировать взаимодействие между всеми участниками сделок, говорится на сайте «Диджитал партнерс».
На запрос «Ведомостей» о планах компании и подробностях проекта представитель «Диджитал партнерс» не ответил. «МБ Инновации» создана для реализации инновационных финансовых проектов «с широким мандатом по форме сотрудничества со стартапами», отмечает представитель Мосбиржи.
Факторинг используется в сделках с отсрочкой платежа. Фактор выкупает у поставщика дебиторскую задолженность, зарабатывая на проценте за предоставленное финансирование и комиссионных. Иногда в процессе участвует технологический партнер – электронная площадка, где проходят все этапы сделки. Такую платформу хотят запустить «МБ Инновации» и «Диджитал партнерс». По предварительным данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК), портфель российского рынка факторинга вырос за прошлый год на 32% и достиг к 1 января 2020 г. 806,7 млрд руб.
Гендиректор «Сбербанк факторинга» Игорь Лысенко не слышал о примерах партнерства российских бирж с факторинговыми компаниями, но знает о такой практике за рубежом, например в Испании. Младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Мария Зинина тоже не знает о примерах владения или сотрудничества бирж с факторинговыми организациями в нашей стране. А вот финтехплатформы на рынке факторинга уже есть, говорит исполнительный директор АФК Дмитрий Шевченко. Часть из них работает с одним или несколькими клиентами – например, FactorPlat компании Edisoft – со счетами поставщиков X5 Retail Group. Другие не ограничиваются несколькими покупателями и фокусируются на электронном документообороте, гарантирующем защиту прав факторинговой компании или банка (например, GetFinance – проект «ВТБ факторинга» и «Венчур инжиниринг лаб»). В 2016 г. «Сбербанк факторинг» запустил блокчейн-платформу для работы с крупными клиентами, в том числе «М-видео и «Эльдорадо», рассказывает Лысенко. По его словам, месяц назад на ее основе стартовала многофункциональная платформа «Сбербанк факторинг онлайн».
Факторинг и банковские гарантии – большие и перспективные рынки, объясняет представитель Мосбиржи решение инвестировать в «Диджитал партнерс». Несколько лет назад на рынок факторинга почти не обращали внимания из-за его небольших размеров, замечает Лысенко, но он динамично растет, и эта тема даже становится неким «хайпом». Инвестируя в «Диджитал партнерс», Мосбиржа пытается заработать на растущих смежных рынках, где нет жесткого регулирования, рассуждает Шевченко.
Впрочем, софт – не главный запрос участников рынка факторинга, поскольку технологии уже есть. Важно наличие «роуминга» – решения, которое объединит все существующие платформы и позволит учесть запросы участников факторинговой сделки, в первую очередь крупных покупателей, считает Лысенко. У таких покупателей, по его словам, специфические требования к документообороту и условиям взаимодействия с поставщиком и фактором, у многих есть собственные технологии. Объединение значительного количества игроков под одной крышей – нетривиальная технологическая задача, отмечает Лысенко, важно понимать, какие преимущества получат компании.