Евгений Давыдович вернулся в «Связной»

Он займется развитием розничной сети компании
Евгений Давыдович уже был на должности президента «Связного» в 2015 г.
Евгений Давыдович уже был на должности президента «Связного» в 2015 г. / Станислав Красильников / ТАСС

Евгений Давыдович во второй раз приходит в «Связной» – он станет президентом «Сети Связной». Первым о назначении сообщил Forbes. «Вступлю в должность в ближайшее время», – подтвердил Давыдович «Ведомостям». Предложение Давыдович, по его словам, получил от акционеров компании. «Женя был два года гендиректором «Связного», он прекрасно знает компанию, – сказал «Ведомостям» Олег Малис, чья Solvers является основным владельцем ритейлера. – Он талантливый человек, мы не прекращали общаться».

Давыдович сменит на этой должности Оксану Гуськову, которая возглавила компанию после объединения розничных сетей «Связного» и «Евросети». Гуськова покинет «Связной», говорится в сообщении компании. По словам представителя «Связного», Давыдович продолжит развивать розничную сеть и e-commerce-ритейлера, сервисы и торговлю новыми для компании товарами.

Впервые в группу «Связной» Давыдович пришел в 2010 г., заняв должность заместителя председателя правления банка «Связной», где проработал до 2015 г., когда у банка была отозвана лицензия. «Связной банк» был первым банком, который сам предупредил ЦБ о возможной потере лицензии: последний год перед ее отзывом между владельцами банка и кредиторами шли суды за банк, он полностью лишился капитала, но все равно исправно выполнял обязательства. После отзыва лицензии в банке не было обнаружено вывода активов, говорил тогда работавший зампредом ЦБ Михаил Сухов.

Затем два года Давыдович был генеральным директором компании «Связной», откуда ушел в 2017 г., чтобы возглавить Бинбанк. Через 1,5 месяца акционеры банка сами попросили о запуске процедуры санации, но Давыдович покинул его только в феврале 2018 г.

«Связной» был создан Максимом Ноготковым в 2002 г. В 2010 г. в состав группы вошел Промторгбанк, позднее преобразованный в «Связной банк». С 2015 г. основной владелец «Связного» – группа Solvers Олега Малиса, которая по решению суда получила 51% акций кипрской Trellas – головной структуры всех активов Ноготкова. Как он рассказывал в интервью Forbes, это случилось после того, как «Онэксим» Михаила Прохорова переуступил долг Ноготкова ($130 млн) группе Solvers Малиса.

Летом 2018 г. «Связной» объединился с давним конкурентом для создания объединенной компании «Связного» и «Евросети». 75% минус 1 акция «Связной-Евросети» получила Solvers, а 25% плюс 1 акция – «Мегафон». Магазины «Евросети» поделили «Мегафон» и «Вымпелком», а сам бренд «Евросеть» должен был уйти с рынка в 2019 г. Объединенная компания обещала запустить новый технологичный бренд – этого пока не произошло.

Совместная розничная сеть «Связного» и «Евросети» насчитывает более 5000 торговых точек. Помимо розничных магазинов в группу входят интернет-магазин svyaznoi.ru, сервис по продаже билетов «Связной трэвел», программа лояльности «Кукуруза» и премиум-ритейлер Cstore. По данным СПАРК, выручка «Сети Связной» в 2018 г. составила 148 млрд руб. по данным компании.

За последние три месяца ритейлер ни разу не просрочил оплату, говорит менеджер одного из контрагентов «Связного». По словам аналитика «Ренессанс капитала» Александра Венграновича, предпоследний директор «Связного» Александр Малис (брат Олега Малиса) ставил задачу сменить формат – превратить «Связной» из продавца мобильных телефонов в продавца цифровых решений для дома, кроме того, планировалось переформатировать торговые точки. «Но за этот год никаких значительных успехов в этом направлении не было достигнуто», – считает он. Ежегодно число проданных в России сим-карт падает на 10 млн шт. и сотовые операторы стараются сокращать свои расходы на дистрибуторов, рассказывает он.

«Связному» нужно оптимизировать свою офлайн-сеть, у него, как и у всех других крупнейших ритейлеров, слишком много салонов, согласен гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Кроме того, продажи мобильных устройств в специализированных салонах активно сокращаются, этот рынок занимают онлайн-ритейлеры, сети бытовой техники и маркетплейсы. Поэтому «Связному», который сохраняет лидерство в своем секторе по онлайн-продажам, нужно искать новые возможности для их развития, добавляет Бурмистров.

Ключевой вопрос, который стоит перед компанией, – возвращение к прибыльности: она теряет деньги с 2018 г., говорит Бурмистров. У Давыдовича уникальный опыт антикризисного менеджмента, жесткого контроля за расходами, он ориентирован на повышение качества сервиса, рассуждает Бурмистров.