«Альфастрахование» заплатит за посадку самолета на кукурузное поле $46,1 млн

Покрывать эти убытки, скорее всего, придется Объединенной авиастроительной корпорации
Самолет не подлежал восстановлению, он был разрезан и убран с поля
Самолет не подлежал восстановлению, он был разрезан и убран с поля / Вадим Сташкевич / ТАСС

Выплата по каско за самолет «Уральских авиалиний», севший на кукурузное поле, составит $46,1 млн, рассказал заместитель гендиректора «Альфастрахования» Илья Кабачник. Эта компания страховала самолет.

Самолет «Уральских авиалиний» Airbus 321 рано утром 15 августа вылетел из аэропорта «Жуковский» в Симферополь. Сразу после взлета лайнер столкнулся со стаей чаек, птицы забили оба двигателя, что привело к их отключению. Командир судна Дамир Юсупов и второй пилот Георгий Мурзин сумели посадить самолет с выключенными двигателями и убранными шасси на кукурузное поле в нескольких километрах от аэропорта. Никто из пассажиров на погиб.

Самолет не подлежал восстановлению, он был разрезан и убран с поля. Сейчас он хранится в ангарах Летно-исследовательского института (ЛИИ) имени Громова.

Свои убытки от выплаты по страховому случаю «Альфастрахование» будет взыскивать со стороны, виновной в происшествии, говорили люди, близкие к российским страховым компаниям, и топ-менеджеры авиакомпаний. «Мы рассматриваем варианты возмещения наших расходов. В России есть сложившаяся судебная практика, по которой убытки авиакомпаний и страховщиков из-за столкновений с птицами в зоне ответственности аэропорта ложатся на аэропорт», – сказал Кабачник.

Сумма выплат включает прежде всего стоимость самолета (его возраст был более 20 лет) и двигателей, рассказал Кабачник. Сравнительно небольшую сумму также составят выплаты «Уральским авиалиниям» ее ущерба от отмены рейсов, расходов на демонтаж и хранение лайнера. Такой возрастной Airbus стоит около $20 млн. Размер выплаты более чем вдвое превысит эту сумму прежде всего из-за более новых двигателей.

Кроме того, в сумму выплат при гибели самолета входит недополученная прибыль от его эксплуатации в будущем.

Выплаты иностранным лизинговым компаниям, которые владели самолетом и его двигателями (представитель «Альфастрахования» их не назвал), планировалось произвести до 15 сентября, но из-за некоторых юридических тонкостей этого еще не произошло, пояснил Кабачник.

Вероятнее всего, «Альфастрахование» будет пытаться взыскать деньги с ЛИИ имени Громова, который входит в Объединенную авиастроительную корпорацию.

Дело в том, что владелец «Жуковского», компания «Рампорт аэро», не является владельцем или арендатором взлетно-посадочной полосы. Полоса принадлежит ЛИИ им. Громова, а «Жуковский» выступает только агентом ЛИИ по продажам авиакомпаниям услуги «взлет – посадка», признает человек, близкий к ОАК. И именно институт отвечает за орнитологическую безопасность на приаэродромной территории.

Но требовать покрытия этой суммы «Альфастрахование» будет скорее всего с «Рампорт аэро», а она, в свою очередь, будет обращаться ЛИИ имени Громова, объясняет человек, близкий к одной из сторон.

15 августа Роспотребнадзор сообщил, что в нескольких километрах от Жуковского уже много лет существует незаконная свалка. Свалки привлекают птиц, что делает отпугивание их с территории аэродрома и приаэродромной территории малоэффективным.

Расследование происшествия еще идет, только выводы комиссии МАК могут стать основанием для признания кого-либо виновным, сообщил «Ведомостям» представитель ЛИИ им. Громова. Он напомнил, что аэродром Раменское сертифицирован Росавиацей по всем стандартам гражданской авиации, включая орнитологическое обеспечение полетов. «На аэродроме работает комплекс профессионального биоакустического оборудования. Перед происшествием все необходимые технические средства работали в штатном режиме, были проведены все предусмотренные правилами процедуры», – указал он.

Выплата за Airbus 321 «Уральских авиалиний» будет крупнейшей для российского рынка авиастрахования за последние годы, следует из презентации Кабачника. За сгоревший 5 мая SSJ100 «Аэрофлота» страховые выплаты составят $43,5 млн. За SSJ100 «Якутии», который был сильно поврежден при жесткой посадке в Якутии в октябре 2018 г., – $17 млн. За Boeing 737 Utair, который в сентябре 2018 г. выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы аэропорта Сочи, – $14,5 млн.