ЦБ может внедрить свою Систему быстрых платежей в отечественный мессенджер

«Серафим» – новое и пока малоизвестное приложение для коммуникаций в госкомпаниях
ЦБ обсуждает интеграцию своей Системы быстрых платежей (СБП) с мессенджером «Серафим»
ЦБ обсуждает интеграцию своей Системы быстрых платежей (СБП) с мессенджером «Серафим» / Евгений Разумный / Ведомости

ЦБ обсуждает интеграцию своей Системы быстрых платежей (СБП) с мессенджером «Серафим», рассказали «Ведомостям» три человека из IT и банковского бизнеса, знающих о проекте от его участников. Тема «СБП и мессенджеры» заявлена в программе организуемого Центробанком форума финансовых технологий Finopolis, который пройдет в октябре в Сочи.

СБП позволяет людям переводить другу другу деньги по номеру телефона, в дальнейшем планируется использовать ее для оплаты товаров и услуг по QR-кодам. «Возможность платежей в СБП через мессенджеры была изначально заложена в концепции системы. В настоящий момент мы изучаем этот вопрос», – лаконичен представитель ЦБ, оператора системы. Дальнейшие комментарии он счел преждевременными.

«Серафим» – созданный в России корпоративный мессенджер, который используется для обеспечения безопасности коммуникаций в госкомпаниях и крупном бизнесе, говорится на его сайте. ООО «Серафим», по данным СПАРК, принадлежит Антону Немкину (75%) и Евгению Жуланову (25%). Последнего СМИ связывают с предпринимателем Константином Малофеевым: например, в 2014 г. инвесткомпания InMedia Жуланова купила провайдера мобильного контента Nikita у фонда Marshall Capital Малофеева, писал РБК. Источник издания называл Жуланова и Малофеева «партнерами в проекте по мобильному контенту». По данным СПАРК, человек по имени Евгений Жуланов с апреля 2010 г. по октябрь 2013 г. возглавлял компанию «Никита», принадлежавшую кипрской Keokuk Holdings. В реестре Кипра владельцем Keokuk Holdings с мая 2013 г. значится Marshall Capital. До ноября 2013 г. Keokuk Holdings владела 99% «Телемаркета», который в 2014 г. был присоединен к «Интеку», прекратившему существование в сентябре 2018 г. после присоединения к InMedia.

Немкин подтвердил «Ведомостям», что инвестировал в разработчика мессенджера. Один из партнеров проекта – ЦБ, сейчас, по словам Немкина, с ним «разрабатываются несколько инициатив», какие именно – он не сказал. «Мы рассылали много презентаций по разным песочницам и акселераторам, и нас заметил ЦБ. Как вектор, как модель для нас – это WeChat в Китае, мессенджер, в котором есть возможность оплаты товаров и услуг», – рассказывает Немкин.

Проект не имеет отношения к Малофееву, утверждает Немкин, называя собственниками себя и Жуланова (с ним связаться не удалось). Малофеев на звонки не отвечал, как и на сообщение в WhatsАpp, хотя в системе появилось уведомление о прочтении.

По данным Google Play, пользователи скачали «Серафим» более 500 раз. Пока мессенджер не вышел на широкий рынок, это произойдет осенью, говорит Немкин. Мессенджер позиционируется как корпоративный, но позволяет реализовать разные продукты, в том числе розничные.

Сервис денежных переводов есть, например, в соцсетях «Одноклассники» и «В контакте», эквайер проектов – ВТБ. Переводы через эти соцсети занимают до 10% от всех интернет-переводов ВТБ, сказал его представитель.

Есть и обратная тенденция, например, в приложении «Сбербанк онлайн» банк включил опцию обмена сообщениями, деньги можно отправлять прямо в чате. Представитель Сбербанка от всех комментариев отказался (по указанию ЦБ Сбербанк должен до октября присоединиться к СБП).

Почти каждый взрослый житель Китая использует мессенджер в качестве платежного или финансового инструмента, говорит основатель Talkbank Михаил Попов: в России это тоже становится популярным, особенно при сборе средств на общие цели.

«Ведомости» направили запросы всем участникам СБП. ВТБ считает, что в будущем услуга переводов в соцсетях и мессенджерах будет востребованной, указывает его представитель, но активность пользователей будет зависеть от популярности мессенджера. ВТБ не участвует в пилотном проекте «Серафим + СБП», а концентрируется на развитии СБП в своих каналах обслуживания.

Услуга найдет свою нишу, но не станет массовой, полагает технический директор «Золотой короны» Андрей Надточий: на Западе люди не стали активно использовать мессенджеры для переводов и предпочитают банковские приложения. А вот зампред правления Совкомбанка Алексей Панферов считает, что в среднесрочной перспективе такой канал может стать достаточно популярным среди банков и клиентов. По мнению директора дирекции цифрового бизнеса Промсвязьбанка Юрия Чернышева, ЦБ мог решить использовать «Серафима», поскольку это российский мессенджер в отличие от WhatsАpp или Facebook Messenger. До полноценного запуска переводов в пользу компаний через СБП Росбанк не рассматривает возможность интеграции с «Серафимом», говорит директор департамента цифрового розничного бизнеса банка Алексей Лола. «Русский стандарт» не исключает переводов через СБП в мессенджерах, сказал его представитель, но 70% переводов с помощью СБП – между своими счетами, а не другим людям. У ВТБ и «Золотой короны» примерно 30% операций через СБП приходятся на переводы между своими счетами.

ЦБ обсуждает интеграцию своей Системы быстрых платежей (СБП) с мессенджером «Серафим»