Visa запустила сервис безналичного перевода чаевых
В России уже есть несколько подобных решений, но пока они не слишком популярныПлатежная система Visa запустила сервис безналичной оплаты чаевых, рассказал «Ведомостям» ее представитель. Сейчас сервис работает в ресторане «Хлеб насущный» на Страстном бульваре в Москве, партнер проекта – банк «Русский стандарт».
Клиент может оставить чаевые при оплате заказа, объясняет руководитель департамента продуктов Visa в России Станислав Исмагилов: после того как на терминале появится сумма заказа, официант может предложить посетителю ввести сумму чаевых. Совокупный платеж (счет и чаевые) списывается с банковской карты одним платежом, указывает он. По словам Исмагилова, сервис доступен держателям карт Visa.
Чаевые отправляются официанту на его личный электронный кошелек и проходят как акт дарения, говорит Исмагилов (по закону чаевые не облагаются налогом. – «Ведомости»). Чтобы получить чаевые безналичным способом, официанты могут подключить услугу «чаевые» в личном кабинете «Русского стандарта» и привязать к созданному электронному кошельку свою банковскую карту, указывает он. Представитель «Русского стандарта» говорит, что привязать можно карту Visa любого банка. Правда, «Русский стандарт» взимает комиссию за перевод денег на платежные карты официантов, добавляет директор по цифровому маркетингу «Хлеба насущного» Алексей Панов, а чем больше перевод, тем меньше комиссия. Тариф за вывод средств составляет около 5%, говорит директор департамента эквайринга «Русского стандарта» Инна Емельянова. По словам Панова, насчет комиссии были вопросы, но потом все решили, что это лучше, чем ничего.
При обычном переводе с карты на карту гостю может потребоваться оплатить комиссию за перевод, рассказывает Панов. А в этом решении Visa не важно, какой банк – эмитент карты у гостя и какой – у карты сотрудника, перевод отправится без комиссии для гостя. Кроме того, сервис не требует скачивания дополнительных приложений и не требует открывать приложения банков на смартфоне, перечисляет Панов. Достаточно одного касания картой на терминале, чтобы оплатить заказ и перевести чаевые.
Перевести чаевые официанта на счет ресторана сейчас невозможно, констатирует президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. Дело в том, продолжает он, что вернуть официанту чаевые в полном объеме не получится, поскольку нужно будет уплатить налог, так что со 100 руб. чаевых не останется ничего. Электронные чаевые в новом сервисе не включаются в сумму торгового оборота, объясняет Емельянова: в конце дня банк отправляет на счет ресторана его доходы от заказов и отдельно – на кошельки официантам их чаевые. Чтобы исключить мошенничество с использованием этой услуги, чаевые можно оставить лишь в виде определенного процента от суммы заказа, клиент выбирает на терминале из нескольких опций, максимум 20%, указывает она.
В основе сервиса перевода онлайн-чаевых от Visa – все та же технология переводов с карты на карту. Потребитель комиссию не платит, но с банка платежная система возьмет такую же комиссию, как и при обычном переводе с карты на карту, говорится в ответе Visa.
Доля безналичных оплат растет из года в год, сейчас она достигает 70%, делится Панов: «Конечно, гости стали меньше носить с собой наличных и часто оказываются в затруднительном положении, когда не могут отблагодарить официанта за отличный сервис». Емельянова обещает подключить в ближайшее время к новой услуге все рестораны сети «Хлеб насущный», а также новых партнеров не только из ресторанного бизнеса, но и салоны красоты, отели.
Новый сервис Visa интересен и другим банкам. ВТБ в курсе проекта Visa и занимается его разработкой со своей стороны, отмечает руководитель департамента эквайринга ВТБ Алексей Киричек, такие транзакции гораздо безопаснее и удобнее для клиентов. Он напоминает, что ВТБ уже внедрил прием карт в мобильном приложении TipTap, которое позволяет посетителям различных ресторанов оставлять чаевые с помощью бесконтактных карт.
Московскому кредитному банку (МКБ) также очень интересен проект Visa и банк рассмотрит его реализацию в ближайшее время, говорит заместитель начальника управления развития эквайринга и зарплатных проектов МКБ Руслан Улижев. «Открытие» готово запустить подобный сервис, если в этом возникнет необходимость у кого-либо из клиентов банка, однако пока этого нет, отмечает директор департамента эквайринга «Открытия» Александр Дынин. Впрочем, подчеркивает он, эта технология не новая для российского рынка: ее уже реализует ряд банков без привязки к конкретной платежной системе.
Сервисов, которые позволяют оставлять чаевые по карте, не так много, указывает директор по развитию платежных решений ИТ-компании «Эвотор» Заур Бесолов. По его словам, такое решение для рестораторов представил РФИ-банк еще два года назад. Для этого банк заказал доработку обычного терминала для приема карт, на нем клиент самостоятельно выбирает процент от суммы чека (0, 5, 10 или 15%), который он хочет оставить в качестве чаевых, описывает процесс Бесолов. Широкого распространения такие сервисы пока не получили, потому что они требуют от банков перенастройки технологий, считает он. Но добавляет, что каждый второй гость ресторана хотел бы оставлять чаевые безналично.
В 2016 г. сервис «Безналичные чаевые» появился в мобильном приложении Plazius (50% + 1 акция принадлежит Сбербанку) для безналичного расчета в кафе и ресторанах. Его использует в том числе и «Хлеб насущный».
Сеть уже несколько лет принимает безналичные чаевые через Plazius, рассказывает Панов, каждый месяц официанты сети получают 250 000–300 000 руб. чаевыми с примерно 3500 заказов. Средняя сумма чаевых за один заказ – 80–85 руб. Но чтобы оставить безналичные чаевые, гостю нужно установить мобильное приложение, в котором также можно оплатить счет без ожидания официанта и оформить предзаказ на кофе и выпечку.