Ритейлеры грозят ЦБ бойкотом Системы быстрых платежей
Их не устроил предложенный ЦБ тариф на платежи по QR-кодуКрупный ритейл может отказаться от участия в проекте Центробанка – Системе быстрых платежей (СБП), которая, в частности, позволит расплачиваться в магазинах с помощью QR-кодов. Бизнес не устраивают названные ЦБ тарифы в 0,2–0,7% от суммы оплаченных через СБП покупок и услуг. Об этом говорится в письме ассоциаций компаний розничной (АКОРТ) и интернет-торговли (АКИТ) председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной. Представители ассоциаций подтвердили его отправку.
СБП, ждут ритейлеры, должна усилить конкуренцию на платежном рынке и сделать прием безналичных дешевле. Сейчас за прием карт (эквайринг) торговые точки, по данным АКОРТ, платят банкам 1–3% от суммы операций (для отдельных категорий, например продовольственных торговых сетей с большими оборотами, ставка меньше 1%). Торговцы жаловались на дороговизну вице-премьеру Дмитрию Козаку и даже президенту Владимиру Путину. Но от регулирования тарифов по примеру США и Европы, о чем мечтали торговцы, ЦБ решил отказаться.
Взамен он предложил более дешевую СБП, сейчас она позволяет людям переводить друг другу деньги по номеру телефона. Второй этап СБП по замыслу регулятора и по совместительству оператора системы – возможность оплачивать товары и услуги. Расплатиться с помощью СБП можно будет, отсканировав QR-код торговой точки – бумажную наклейку с номером счета торговца – через мобильное приложение банка, и банк покупателя переведет нужную сумму на счет магазина. Самые известные в мире сервисы приема безналичных по QR-кодам – китайские WeChat Pay и Alipay.
В мае куратор СБП, первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова рассказала, что регулятор обсуждает тариф для торговых точек в СБП на уровне 0,4% (по закону ЦБ может устанавливать максимальный тариф в СБП, который могут взимать банки). «Тот тариф, который мы обсуждаем <...> это порядка 0,4%, что для них [ритейлеров] является, скажем, абсолютным счастьем по сравнению с тем, сколько они платят сейчас», – говорила она в Госдуме.
Банки сочли это несправедливым. Их основной аргумент: они часть заработанных на картах денег тратят на инфраструктуру и развитие безналичных, а ритейлеры сэкономленное на эквайринге оставят себе. В июле Скоробогатова рассказала, что участники рынка предложили установить тариф за прием платежей по QR-кодам от 0,2 до 0,7%. Ставка для конкретной торговой точки будет зависеть от типа товаров и услуг, отметила она.
«Сейчас, когда приближается второй этап развития Системы быстрых платежей – запуск платежей в пользу юридических лиц, те же банки, что горячо поддерживали СБП изначально, начали волноваться, что будет с их карточным бизнесом, высокомаржинальным бизнесом, ценовые условия которого вызывают ожесточенные споры с розничной торговлей. И по-прежнему у нас один ответ: мы будем способствовать развитию технологий и конкуренции на финансовом рынке, чтобы добиться лучшей цены и высокого качества сервисов для потребителя и возможности быть устойчивыми и прибыльными для всех участников рынка. Пытаться тормозить прогресс, опасаясь за стабильность уже существующих бизнес-моделей, – это лишать себя будущего». 4 июля 2019 г.
АКИТ и АКОРТ начали тестирование СБП с банками и во многом такое «позитивное движение» было связано с тем, что в начале проекта ЦБ называл тариф в 0,3–0,4%, следует из письма. До сих пор ритейл был главным союзником ЦБ в продвижении расчетов через СБП.
Но банкиры своими заявлениями о необходимости повышения тарифов до 1–1,5% «дискредитировали цели и задачи СБП», считают торговцы. Под их «давлением» ЦБ назвал коридор тарифов от 0,2 до 0,7%, что ставит участие розничных компаний в проекте СБП под вопрос, пишут АКИТ и АКОРТ. В таком коридоре банки будут предлагать максимальный тариф, уверены ритейлеры, а тариф в 0,7% «неинтересен» продовольственным сетям, у крупнейших из которых тариф уже ниже (опрошенные «Ведомостями» продовольственные сети не прокомментировали это). Кроме того, ритейл будет нести расходы на развертывание СБП. Обеспокоенность ассоциаций вызывает вопросы, поскольку до сих пор непонятны параметры тарифов, следует из слов вице-президента «Открытия» Александра Дынина, не факт, что комиссии будут максимальными в рамках коридора. «Банк России общался с участниками рынка, затронутыми в процессе, и выработал компромиссное решение», – говорит представитель ЦБ. Он добавил, что регулятор изучит письмо после его получения.
Коридором в 0,2–0,7% недовольны не только ритейлеры, но и банкиры: они считают тариф слишком низким. Он ниже себестоимости, объяснял один из них. Он отбивает у эмитентов карт интерес развивать услугу, категоричен второй.
Переговоры по эквайрингу и СБП в рамках саморегулирования не привели к результату, который устраивал бы и розничные сети, и банки, указывает представитель АКОРТ. Сети готовы вкладываться в продвижение СБП, но при ставке выше 0,4% это «малоосуществимо», подчеркивает он. Ставки должны быть «0,3–0,4% и никак не более», вторит представитель АКИТ: «Если тарифы будут выше, то систему никто использовать не станет и она умрет, не успев родиться».
«М.видео-Эльдорадо» скоро запустит пилот СБП, сказал представитель группы, при расчете экономики проекта она учитывала тариф в 0,3–0,4% как максимальный, иначе придется пересчитать потенциальный эффект от СБП. Ozon стал одним из первых участников рабочей группы и ждет, что в СБП будут изначально названные тарифы, говорит вице-президент по цифровым финансовым сервисам в Ozon Никита Сайгутин.
Альфа-банк не считает реалистичным снижение комиссий ниже 0,2-0,7%, подчеркивает его представитель, тарифы не привлекательны для конечного потребителя, поскольку даже при таком тарифном коридоре банк не сможет начислять бонусы и cash-back клиентам на прежнем уровне. Сервис значительно снизит стоимость эквайринга для торговых точек по сравнению с традиционным подходом к приему карт, а снижение затрат позитивно сказывается на предложении для потребителя, возражает директор департамента эквайринга «Русского стандарта» Инна Емельянова. Ее банк поддержит предложения ЦБ по комиссии.