Как мобильные операторы пытаются стать финансовыми супермаркетами
«Билайн», МТС, «Мегафон» и Tele2 активно предлагают банковские и инвестиционные продуктыКрупнейшие мобильные операторы все более активно предлагают финансовые продукты – как своим абонентам, так и просто желающим. Так они хотят использовать данные об абонентах, крепче привязать их к себе и стимулировать больше тратить, а также привлечь новых клиентов. Сами операторы не скрывают, что хотят стать для клиентов экосистемами и оказывать им услуги не только связи, но и банковские и инвестиционные.
Операторы инвестиций
Последнее время большая четверка («Билайн», МТС, «Мегафон», Tele2) все активнее предлагают клиентам инвестировать через их сервисы – сайты-маркетплейсы и мобильные приложения. За это они обещают бонусы. Правда, набор объектов для инвестиций через операторов невелик, и оператор выступает только как посредник между клиентом и брокерской или управляющей компанией. Не все операторы дают возможность инвестировать через свои стандартные приложения и сайты – клиентам предлагается скачивать другие приложения, проходить дополнительную регистрацию.
В конце июня «Мегафон» и «БКС брокер» представили мобильное приложение «Мегафон инвестиции». В нем любой желающий (не обязательно абонент «Мегафона») может приобрести все доступные акции на Московской и Санкт-Петербургской биржах, а также торговать шестью валютами. Клиенту будет открыт брокерский счет в «БКС брокере», его будут обслуживать по стандартным тарифам брокера: комиссия – 0,3% за сделку, но не менее 99 руб. (ведение счета бесплатно). Представитель «Мегафона» обещает, что для абонентов оператора, которые воспользуются приложением, вскоре будут действовать более выгодные тарифы, но когда вскоре – не сказал.
«Билайн», Tele2 и МТС дают возможность вложиться в паевые инвестиционные фонды (ПИФ) управляющих компаний: первые два – в фонды «Альфа-капитала», третий – «Система капитал» (принадлежит МТС и АФК «Система»). В случае «Билайна» паи доступны прямо в приложении «Мой Билайн», Tele2 – на отдельной интернет-странице финансовых сервисов оператора, а у МТС работает отдельный сервис «МТС инвестиции», в том числе в виде приложения.
Представитель Tele2 обещает, что скоро у абонентов появится возможность покупать ПИФы прямо в приложении оператора.
Мобильные операторы продают те же ПИФы, какие есть у УК для всех клиентов, на тех же условиях, дополнительных комиссий от операторов нет. Для фондов «Альфа-капитала» и «Система капитал» минимальная сумма покупки – 100 руб. При этом в случае «Билайна» паи доступны только для его абонентов, тогда как сервисами МТС и Tele2 может воспользоваться любой человек. По словам представителя «Билайна», даже в случае смены оператора клиент сохранит свои инвестиции, поскольку он будет клиентом УК «Альфа-капитал»: оператор выступает только посредником.
Мобильные операторы пытаются стимулировать людей инвестировать именно через них. Однако заметных преимуществ пока предложить не могут. «Билайн» за покупку паев обещает один раз начислить на мобильный счет клиента 100 руб., Tele2 (только абонентам) – тоже 100 руб. за инвестиции до 5000 руб., за большую сумму бонус удваивается.
Планируют операторы и расширять возможности для инвестирования. Например, к концу года «МТС инвестиции» собираются предложить услуги не только УК, но и брокера, говорит руководитель блока развития бизнеса УК «Система капитал» Никита Рахманинов. Брокером выступает «МТС банк» (входит в группу МТС). По словам представителя Tele2, в своем сервисе инвестиций оператор планирует в будущем дать возможность работать на фондовом рынке (покупать акции и облигации).
По статистике, более 50% привлеченных через операторов клиентов в дальнейшем совершают новые покупки, увеличивая чек и расширяя портфель продуктов «Альфа-капитала», говорит заместитель гендиректора УК Евгений Живов: «Партнерство с телекомоператорами – важнейшая ниша для развития розничных инвестиций, обладающая высоким потенциалом как с точки зрения количества клиентов, так и по проникновению услуг». По его словам, через мобильных операторов в «Альфа-капитал» пришло более 5000 новых клиентов. Правда, всего у компании 1,2 млн клиентов.
МТС предлагает управляющей компании маркетинговую экспертизу, опыт работы с большими данными об абонентах, объясняет Рахманинов.
Управляющие компании, которые ориентированы на продвижение продуктов розничным клиентам, в значительной степени зависят от партнерских продаж, констатирует ведущий аналитик по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Диана Коваленко, а мобильные операторы имеют очень большую клиентскую базу.
Говорить и тратить
Осваивают мобильные операторы и сферу деятельности банков. Свои карты предлагают «Билайн» и «Мегафон», в «МТС банке» есть карты со специальными условиями для абонентов МТС, а Tele2 предлагает бонусы абонентам при оформлении карт других банков. Например, за оформление карт банка «ФК Открытие» (Opencard, Travel, «Лукойл») и Альфа-банка (Alfa Travel) абонентам Tele2 полагаются денежные выплаты на мобильный счет: Opencard приносит по 200 руб. каждый месяц первые полгода (при тратах от 1000 руб. с карты), кредитная карта – 3700 руб. за полгода при таких же тратах. «Пока наши бонусы в большей степени ориентированы на услуги связи, но мы развиваем платформу и планируем распространить бонусную систему на другие сферы», – обещает представитель Tele2.
«Мегафон» выпускает собственную карту платежной системы Mastercard, эмитент – банк «Раунд». Ее особенность в том, что у карты и мобильного телефона общий счет. Карта может быть как пластиковой, так и виртуальной, в последнем случае ее можно использовать для бесконтактной оплаты смартфоном. «Это привычная всем карта, и никаких ограничений нет: можно оплачивать товары и услуги, в том числе за рубежом, делать переводы на карты других банков, снимать наличные в любых банкоматах, поддерживающих систему Mastercard», – утверждает представитель «Мегафона». За пользование картой взимается плата 49–199 руб. в месяц в зависимости от тарифа карты (чем выше тариф, тем больше кэшбэк и процент на остаток). Обслуживание может быть бесплатным, если тратить в месяц 3000–30 000 руб. – сумма тоже зависит от тарифа. А вот снять наличные можно в любом банкомате, но, как правило, c комиссией – до 4,5% в зависимости от суммы. Бесплатно можно снять до 10 000 руб. в месяц, траты по счету должны быть от 3000 руб.
Проценты на остаток до 200 000 руб. по карте «Мегафона» составят 6–10% в зависимости от тарифа (при ежедневной сумме на счете от 500 руб.). Кэшбэк деньгами – 1–1,5% на все покупки, 5% в категориях (рестораны, супермаркеты, заправки и т. п.) и до 20% у партнеров оператора. Правда, повышенный кэшбэк в категориях подключается платно (стоит 119 руб. в месяц), получить можно максимум 1000 руб. в каждой категории.
«Кроме того, за каждые 100 руб., потраченных по карте, мы дарим 10 Мб интернет-трафика», – обещает представитель оператора, таких карт выпущено уже более 2 млн шт.
Пластиковую карту «Билайн» может получить любой желающий, не обязательно абонент оператора. Карту выпускает расчетная небанковская кредитная организация «Платежный центр» на платежной системе Mastercard, карта никак не связана со счетом мобильного телефона клиента. Она может быть дебетовой или кредитной с лимитом до 300 000 руб. и льготным периодом 55 дней. За каждую покупку по карте начисляется 1% бонусами, за покупки в категориях – 5–10%. Но бонусы по курсу один к одному можно списать только на оплату мобильной связи или покупок в магазинах «Билайна».
Представитель оператора отказался раскрыть количество выданных карт.
Похожая программа лояльности – у карты MTS Cashback «МТС банка». По ней можно копить бонусы за все покупки (1%), в категориях (5%) и у партнеров (до 25%) и также тратить их на связь МТС и покупки в салонах оператора.
Возможности тратить бонусы у большинства карт мобильных операторов ограничены, но у них есть и другие преимущества, утешает проектный лидер Frank RG Анна Стогниенко: кредитный лимит, у «Билайна» – выгодные тарифы на расчетные операции и переводы, по некоторым параметрам лучше, чем у лидеров рынка расчетов по картам. Например, с карты «Билайн» на карты других банков можно перевести бесплатно до 100 000 руб. в месяц, знает она. В первую очередь банковские карты нужны мобильным операторам не для того, чтобы привлечь новых клиентов, а чтобы лучше привязать к себе старых, считает Стогниенко: «Так компании перестают стимулировать «маленьких», неинтересных клиентов, ежемесячный оборот которых не превышает нескольких сотен рублей». Кроме того, по ее словам, операторам благодаря картам еще легче понять, что и где покупает их клиент, и монетизировать эти данные, предложив нужные ему продукты и услуги.
Занять у оператора
Некоторые операторы пошли еще дальше и стали выдавать потребительские кредиты банков-партнеров абонентам. Клиенты Tele2, оформляющие кредит у одного из банков-партнеров через финансовый интернет-сервис оператора, получат 500 руб. на мобильный счет. Кроме того, по словам представителя оператора, условия кредита для таких абонентов будут, скорее всего, лучше.
Это связано с тем, что у Tele2 собран большой массив данных о клиентах и часть этих данных банк может использовать в оценке благонадежности заемщика, объяснил представитель: «Аналитика помогает оценивать вероятность невозврата кредитов потенциальными заемщиками и определять клиента как добросовестного и аккуратного заемщика. Высокая оценка благонадежности клиента позволяет ему получить кредит на более выгодных условиях».
В тестовом режиме работает выдача кредитов от банков-партнеров на карту «Мегафона» (и, соответственно, на счет мобильного телефона). Для всех клиентов оператора услуга будет доступна в III квартале 2019 г., обещает представитель оператора, сейчас кредиты выдают Райффайзенбанк, банк «Ак барс» и Газпромбанк, но количество партнеров планируется увеличить до конца года.
«Банкам интересен поток новых клиентов и уже собранный за них набор проанализированной с помощью big data информации», – констатирует представитель «Мегафона».