Правительство рассмотрит законопроект о либерализации ОСАГО

Поправки предусматривают, что добросовестные водители будут платить за полисы меньше
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о либерализации ОСАГО, рассказал замминистра финансов Алексей Моисеев. В четверг, 4 июля, документ рассмотрит правительство, сообщил он.

Сейчас цена ОСАГО определяется исходя из базового тарифа (это 2746–4942 руб.) с поправкой на стаж и возраст водителя, число страховых случаев (коэффициент бонус-малус – скидки за безаварийную езду и надбавки за устроенные им аварии), регион (определяется по месту регистрации владельца автомобиля) и мощность двигателя.

«В текущем законе нет возможности дифференцировать тариф, мы не можем выделить людей на аккуратных и нет. Бонус-малус тут работает не очень, он обнуляется, поэтому мы тут сделали в законе так, что компании получили право значительно повышать тарифы тем, кто нарушает правила дорожного движения (встречка, превышение и т. д.)», – сказал Моисеев (цитата по ТАСС). Поправки, по словам Моисеева, помогут сделать так, чтобы люди, которые аккуратно водят, платили меньше, а нарушители – значительно больше.

Страховщики получат право отклоняться от границы тарифного коридора, устанавливаемого ЦБ, на 40% (с 1 января 2020 г. по 30 сентября того же года), а затем на 30%, говорится в поправках. Предложенные министерством поправки также отменяют коэффициенты мощности и региональный (с 1 января и 1 октября 2020 г. соответственно), а также со следующего года увеличивают страховую сумму за вред жизни и здоровью с 500 000 до 2 млн руб. Представитель Минфина подтвердил актуальность данных.

Российский союз автостраховщиков (РСА, членство в нем обязательно для страховщиков ОСАГО) поддерживает индивидуализацию тарифа ОСАГО. «Мы считаем, что при расчете стоимости полиса ОСАГО должны применяться понижающие и повышающие коэффициенты, отражающие аккуратность водителя на дороге. Если водитель за год не совершил ни одной аварии, то и заплатить за следующий полис он должен существенно меньше – заслужил. А вот если автомобилист постоянно влетает в неприятности, то и стоимость его ОСАГО будет неприятно кусаться», – приводятся в сообщении РСА слова его президента Игоря Юргенса. На дорогах страны около 70% аварий устраивают 5% водителей, указывает он. И заключает, что правила дорожного движения нарушают одни и те же люди, и на них предлагается повлиять рублем.

Индивидуализация тарифов и переход к более свободному ценообразованию решат 90% проблем, которые есть в ОСАГО, считает гендиректор «РЕСО-гарантии» Дмитрий Раковщик. В конечном счете это повысит конкуренцию на рынке и приведет к снижению стоимости полисов, указывает он. Как показал первый этап либерализации тарифов, их освобождение привело к снижению средней цены полиса на 5–6% за первые пять месяцев, приводит данные Юргенс.

Что касается увеличения максимальной страховой суммы до 2 млн руб., то она синхронизируется с той, которая действует за причинение вреда жизни и здоровью и в других видах обязательного страхования, это обещалось давно, напоминает Раковщик, однако важна одновременная либерализация тарифа.