Банки боятся лишиться части доходов из-за сервиса оплаты по QR-кодам от ЦБ
Регулятор обсуждает тарифы с участниками рынкаВо второй половине этого года ЦБ планирует запустить в своей Системе быстрых платежей (СБП) переводы от физических лиц в пользу компаний для оплаты товаров и услуг. Заплатить за покупки в магазине с помощью СБП можно будет, отсканировав QR-код торговой точки – бумажную наклейку с номером счета торговца – через мобильное приложение банка. Покупателю надо будет ввести в приложении сумму, и его банк спишет со счета деньги и переведет в банк – владелец счета магазина. QR-код может быть динамическим, тогда сумму можно будет не вбивать вручную. Самые известные в мире сервисы приема безналичных по QR-кодам – китайские WeChat Pay и Alipay. Сейчас СБП позволяет переводить друг другу деньги со счета на счет в разных банках по номеру телефона.
Денежные переводы в СБП между физлицами – это демонополизация услуги, говорит основатель «Тинькофф банка» Олег Тиньков. Но организация переводов в пользу юрлиц бьет уже по всем банкам, особенно маленьким, продолжает бизнесмен: «И я это сказал председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной». «Мы против этих инициатив с с2b [переводов от физического лица юрлицу], это нездоровые тенденции, потому что все банки будут страдать, – говорит Тиньков. – Сбербанк с его 1 трлн руб. прибыли выживет, а как будут маленькие выживать, не очень понятно».
Карточный бизнес – существенный источник доходов банков. В прошлом году Сбербанк получил чистый доход от операций с картами в 157,4 млрд руб., Альфа-банк – 21,9 млрд руб., следует из их отчетности. «Тинькофф банк», по оценкам Morgan Stanley, мог заработать на картах за девять месяцев 2018 г. 2,7 млрд руб.
Оплата товаров через СБП – альтернатива банковским картам. Торговые точки давно жалуются на дороговизну приема карт, который для них стоит 1–3%. По задумке ЦБ, оплата товаров и услуг через СБП, оператором которой он является, должна увеличить конкуренцию на рынке эквайринга и уменьшить стоимость услуги. Сейчас около 70% всех терминалов для приема карт в магазинах принадлежат Сбербанку.
ЦБ сможет устанавливать максимум, который банки смогут брать со своих клиентов при проведении операций через СБП, говорится в принятых во вторник во втором чтении поправках. Сейчас для юридических лиц обсуждается тариф «порядка 0,4%», говорила в конце мая в Госдуме первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова.
«Они смотрят на Китай, но в Китае нет ни кэшбэков, ни бонусов. Зачем нам китайский путь? Бенефициарами будут ритейлеры, вот и все. Они вам на телевизор цены не снизят, не волнуйтесь <...> Я не думаю, что это грамотная политика».
Банки испугались 0,4%. Но тариф пока не утвержден: в ассоциации «Финтех» идет обсуждение подходов с учетом интересов игроков – банков, ассоциаций торговли, ФАС, биржи, страховых компаний и др., сказал на прошлой неделе представитель ЦБ. Два участника ассоциации рассказали «Ведомостям», что к этой неделе банки должны представить свои предложения в «Финтех».
Тарифы «торгового эквайринга» – результат многолетнего рыночного процесса, который определил баланс, говорит зампред правления Совкомбанка Алексей Панферов. И в дальнейшем ни в коем случае не стоит нарушать рыночный подход вне зависимости от используемой технологии, указывает он. И подчеркивает, что, полученный эмитентом доход почти полностью возвращается клиентам по программам лояльности. Регулирование приведет к значительному увеличению оборота наличных и откату в борьбе за прозрачность рынка на многие годы назад, считает Панферов.
Группа «М.видео-Эльдорадо» участвует в тестировании СБП и планирует запустить пилот в ближайшее время, сказала представитель группы Валерия Андреева. Тариф 0,4% будет способствовать развитию СБП и безналичных форм оплаты в целом и, если торговые или, например, ресторанные сети смогут снизить расходы, они будут предлагать больше акций и бонусов для покупателей. Любая экономия дает больше возможностей для снижения цен, подчеркивает Андреева.
Главное отличие СБП в том, что это быстрые платежи: через 15 секунд деньги будут на счете продавца, тогда как сейчас они приходят в лучшем случае на следующий день, рассказывает директор департамента эквайринга банка «Русский стандарт» Инна Емельянова. Основной плюс СБП – ее внедрение почти бесплатно для магазина.
СБП направлена в том числе на то, чтобы вывести из серой зоны p2p-платежи, рассказала «Ведомостям» директор департамента национальной платежной системы ЦБ Алла Бакина. Не секрет, что иногда под переводом между физлицами скрывается оплата товаров и услуг, объясняет она. В этой сфере и там, где еще нет безналичных платежей, СБП будет полезна за счет удешевления стоимости приема безналичных, подчеркивает она.
Представитель Сбербанка от комментариев отказался.