ЦБ затруднит банкам кредитование заемщиков с высокой долговой нагрузкой
Каждый десятый кредит приходится на людей, тратящих на платежи по долгам более 80% доходовС 1 октября при выдаче кредита физлицу более чем на 10 000 руб. банк будет обязан рассчитать долговую нагрузку заемщика. Этот показатель определяется как отношение ежемесячных платежей по всем кредитам к среднемесячному доходу за последний год.
ЦБ обеспокоен ускоренным ростом необеспеченного потребительского кредитования: 25,3% в годовом выражении на 1 мая, объясняет регулятор в пресс-релизе. Растет и отношение платежей по кредитам к располагаемым доходам всех домохозяйств: на 1 апреля 2019 г. оно составило 8,4%, увеличившись за год на 0,9 процентного пункта. А если брать только тех, кто взял кредит, то заемщики в среднем направляют на их обслуживание 43,9% своих доходов, недавно говорила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. В то же время регулятор признает, что, несмотря на большие темпы роста, качество выдаваемых кредитов высокое.
Для охлаждения рынка розничного кредитования ЦБ уже повышал надбавки к коэффициентам риска в зависимости от стоимости кредита: чем выше ставка, тем с большим коэффициентом взвешивается кредит на капитал при расчете нормативов. Соответственно, банкам нужно больше капитала для выдачи таких кредитов. С начала 2018 г. ЦБ трижды повышал надбавки, но пока это не привело к снижению выдач потребкредитов. Теперь ЦБ решил с 1 октября устанавливать надбавки еще и в зависимости от долговой нагрузки. Это должно сдержать выдачу банками необеспеченных кредитов заемщикам с высокой нагрузкой. В I квартале 2019 г. на заемщиков с долговой нагрузкой более 80% пришлось 9,7% кредитов.
Раньше надбавки действовали только для кредитов по ставке выше 10%, нынешнее повышение затронуло кредиты по ставкам от 0 и выдаваемые заемщикам даже с самой низкой нагрузкой. Но жестких ограничений не вводится, банки по-прежнему могут кредитовать закредитованных заемщиков, говорит аналитик Fitch Александр Данилов. «Пока экономическая ситуация стабильна, заемщик с долговой нагрузкой 70% обслуживает кредит так же хорошо, как и клиент с нагрузкой меньше 50%», – объясняет розничный банкир.
Новые надбавки не драконовские, но они могут лишить банки, работающие в основном в рознице, части их бизнеса, считает главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников. Для банков, специализирующихся на потребкредитовании, рост коэффициента риска со 100 до 200% означает снижение достаточности капитала в 2 раза. Фактически ЦБ таким способом сильно ограничивает возможности развития розничных банков, большая часть из которых частные, считает Матовников. Впрочем, розничный банкир, пожелавший остаться неназванным, напротив, указывает на больший запас по капиталу у розничных, чем у универсальных госбанков, которые к тому же в своих стратегиях делают ставку на более прибыльное розничное кредитование при низком спросе в корпоративном сегменте. В то же время TCS Group, в которую входит «Тинькофф банк», планирует привлечь $300 млн капитала, не скрывая, что деньги ей нужны для увеличения кредитования на фоне усиливающихся требований ЦБ к капиталу.
Банки, особенно небольшие, начнут ужесточать требования к долговой нагрузке заемщиков, говорит предправления «Русского стандарта» Александр Самохвалов. Банки с консервативным подходом к кредитным рискам, в том числе Райффайзенбанк, учитывая опыт кризисов 2008 и 2014 гг., уже и так осторожно подходят к долговой нагрузке и редко допускают, чтобы заемщики направляли на погашение кредитов более 50% своего дохода, уверяет начальник управления кредитных рисков розничного сегмента кредитования Райффайзенбанка Алексей Крамарский.
Рынок розничных кредитов растет на 22–24%, поэтому здесь может наблюдаться накопление кредитных рисков, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Но пока ситуация не выглядит кризисной. А меры ЦБ носят скорее упреждающий характер, так как у рынка еще есть потенциал роста и ситуация не выглядит перегревом, считает Орлова.