Минфин проведет масштабную рекламную кампанию народных ОФЗ

Новые бумаги будут привлекательнее для населения: комиссия банков за их продажу будет отменена, а номинал снизится с 30 000 до 10 000 рублей
Минфин надеется привлечь от населения новые деньги благодаря выпуску модернизированных народных ОФЗ
Минфин надеется привлечь от населения новые деньги благодаря выпуску модернизированных народных ОФЗ / Евгений Разумный / Ведомости

Минфин запустит масштабную рекламную кампанию по продвижению ОФЗ для населения (ОФЗ-н). К ней чиновники хотят привлечь и банки – агенты по продаже бумаг: Сбербанк, ВТБ, Промсвязьбанк и «Почта банк». 17 мая Минфин представил банкам стратегию рекламной кампании, подготовленную агентством SPN Communications. «Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердили два участника встречи. Представитель Минфина содержание презентации комментировать не стал, но подтвердил планы по информированию населения о народных ОФЗ. Новый выпуск планируется разместить до конца июня.

Рекламировать новый выпуск ОФЗ для населения планируется на телевидении, радио и в интернете, говорится в стратегии. 60% рекламной кампании будет приходиться на продуктовый и обучающий контент – описание ОФЗ-н, преимущества и возможности для покупателей, пошаговые инструкции и рекомендации для начинающих. Для бумаг планируется создать страницы в соцсетях, где будет полная информация про облигации, новости и рекомендации. Бюджет на рекламную кампанию представитель Минфина не называет. Он лишь отметил, что размещение на ТВ будет бесплатным – ролики будут размещаться как социальная реклама. Представитель SPN отказался от комментариев.

Банкам тоже предлагается рекламировать народные ОФЗ – сделать отдельный раздел на сайте и в мобильном приложении, информировать о новых бумагах в раздаточных материалах и листовках в отделениях, а также на заставках банкоматов. Банкам предложено поддерживать народные ОФЗ и медийно: упоминать их в новостях, релизах, а через комментарии официальных спикеров рассказывать о преимуществах и условиях бумаг.

Цель кампании – привлечь больше покупателей новых ОФЗ. Бумаги должны стимулировать развитие внутреннего финансового рынка, воспитывать частных инвесторов, повышать доверие граждан к мерам государственной финансовой политики и увеличивать финансовую грамотность россиян, перечисляет представитель Минфина.

Как изменятся народные ОФЗ

С апреля 2017 г. по март 2018 г. Минфин уже успел разместить три выпуска народных ОФЗ по 15 млрд руб. каждый. Но еще год назад первый вице-премьер Антон Силуанов сетовал, что спрос на бумаги снизился. А если условия останутся прежними, развитие рынка народных ОФЗ будет невозможно. Ключевых проблем было две – высокий порог входа – 30 000 руб. – и комиссия банков – 0,5–1,5% в зависимости от стоимости бумаг.

Теперь Минфин изменил условия нового выпуска: номинал облигаций снижен с 30 000 до 10 000 руб., а банковская комиссия отменена, рассказал «Ведомостям» представитель Минфина. Министерство само заплатит банкам за их услуги. Причем эти издержки влиять на доходность бумаг не будут, обещает представитель Минфина. «Благодаря новациям привлекательность этого инструмента для граждан существенно повысится», – уверен он.

Минфин надеется привлечь от населения новые деньги благодаря выпуску модернизированных народных ОФЗ

Ядро аудитории и потенциальные покупатели народных ОФЗ – мужчины и женщины в возрасте 35–44 лет с высоким доходом, говорится в презентации.

Но минимальный порог входа может заинтересовать даже небольших вкладчиков. Поэтому Промсвязьбанк ядром аудитории ограничиваться не будет, говорит его представитель. Банк планирует продавать народные ОФЗ в том числе через онлайн-каналы. «Почта банк» планирует начать продажу ОФЗ-н в дистанционных каналах в III квартале этого года, говорит его представитель. Его коллега из ВТБ отказался от комментариев, из Сбербанка – по существу не прокомментировал вопрос.

ОФЗ-н – привлекательный продукт для неискушенного инвестора, в особенности в регионах, где доступность услуг брокеров на рынке ценных бумаг еще не настолько высокая, как в крупных городах, говорит аналитик «Газпромбанк – управление активами» Дмитрий Турмышев. Отмена комиссий и снижение порога входа должны способствовать увеличению спроса на подобный продукт, считает он. В конечном счете инвестор делает простое сравнение: известный и понятный ему депозит или неизвестные ему, хотя и надежные, ценные бумаги – определяющим фактором станет именно доходность в сравнении со ставкой депозита, полагает Турмышев. По последним данным ЦБ, максимальная ставка по вкладам в топ-10 банков по объемам средств населения – 7,4%, а доходность последнего размещенного выпуска ОФЗ-н – около 8,7%. Такая разница может повлиять на выбор в пользу облигаций, считает старший аналитик «БКС премьера» Сергей Суверов.

Но обычные ОФЗ будут по-прежнему доходнее народных, да и порог входа на этот рынок ниже – 1000 руб. Народные ОФЗ нельзя покупать с индивидуального инвестиционного счета (ИИС), а простые ОФЗ можно. Использование ИИСа дает право на налоговый вычет в размере 13% от внесенной суммы, но не более 52 000 руб. При покупке бумаг на сумму не более 400 000 руб. их доходность с учетом вычета может быть выше изначальной на 4% п. п.

Минфин надеется привлечь от населения новые деньги благодаря выпуску модернизированных народных ОФЗ