ЦБ обнаружил в Челябинске группу манипуляторов ценными бумагами
Несколько лет они проводили сделки с акциями из «второго и третьего эшелона» на Московской бирже, завышая стоимость бумагЦБ сообщил о двух случаях манипулирования ценными бумагами на Московской бирже: сделки проходили с акциями компаний второго и третьего эшелона в 2015–2018 гг. Это бумаги челябинского страховщика «Аско-страхование», группы «Разгуляй», компаний «ЧЗПСН-профнастил», «ОГК-2», «Ашинский метзавод» и «Тучковский КСМ». Все сделки проводили участники торгов из Челябинска.
О манипулировании этими акциями ЦБ узнал, после того как к нему обратился брокер, заметивший подозрительные операции с бумагами «Аско-страхования» по счетам челябинской компании «ОК-финанс», рассказал «Ведомостям» руководитель департамента противодействия недобросовестным практикам Валерий Лях.
Совладелец «ОК-финанса» Алексей Овакимян (владеет 50%) был аффилирован со страховщиком: он входил в его наблюдательный совет, указывает ЦБ. По данным «СПАРК-Интерфакса» на декабрь 2017 г., Овакимян также был миноритарным владельцем «Аско-страхования» с долей в 0,028%.
Сама схема выглядела так: сотрудник «ОК-финанса» Артем Крюков на основании доверенностей проводил со счетов «ОК-финанса» и ряда физлиц сделки с акциями «Аско-страхования». По оценке ЦБ, с 11 июля 2017 г. по 27 апреля 2018 г. они составили более 50% объема торгов бумагами страховщика. Эти сделки поддерживали определенный уровень оборота торгов и искажали стоимость акций, пояснил Лях: за год котировки выросли почти вчетверо.
«Аско-страхование» – один из старейших региональных страховщиков, говорит управляющий директор «Эксперт РА» Алексей Янин. Значительная часть портфеля компании – это ОСАГО: в 2018 г. она заняла 8-е место на рынке ОСАГО (26-е на рынке в целом), что делает ее деятельность социально значимой, замечает он.
Звенья одной цепи
Расследуя случай с «Аско», ЦБ обнаружил еще одну схему, действовавшую в Челябинске двумя годами ранее, рассказал Лях. В 2015–2017 гг. другой совладелец «ОК-финанса» – Дмитрий Карабинцев (ему, как и Овакимяну, принадлежит 50%), а также его мать Надежда Карабинцева, брат его жены Константин Извеков и еще несколько связанных с ними человек по предварительному соглашению продавали друг другу акции «ЧЗПСН-профнастила», ОГК-2, группы «Разгуляй», Ашинского завода и Тучковского комбината.
При этом поручения от имени Карабинцевой, Извекова и других де-факто давал Карабинцев – они доверили ему ключи доступа к своим счетам, установил ЦБ. Карабинцев также проводил сделки между своим личным счетом и счетом принадлежащей ему компании «Япи трэйд», говорится в сообщении регулятора.
Всего между Карабинцевой и Извековым с одной стороны и остальными – с другой прошло 27 серий подобных операций – в общей сложности более 400 сделок. В результате они получили доход более чем на 120 млн руб., а другие лица, со счетов которых проводились сделки, – соответствующий убыток, сообщил ЦБ.
Карабинцев, являясь, по сути, псевдодоверительным управляющим, присвоил деньги со счетов других людей, которыми он управлял, манипулируя для этого акциями, заключил Лях. Материалы ЦБ передал в правоохранительные органы.
Обе схемы в очередной раз доказывают, что на финансовых рынках работают не только белые воротнички из Москвы и что в регионах, как и в столице, могут использоваться недобросовестные практики, посетовал Лях.
Он отметил, что во втором случае все счета тоже были открыты у одного брокера, но он о подозрительных действиях своих клиентов не сообщал. «Мы будем проводить работу с профучастниками на предмет того, что их клиенты могут совершать недобросовестные операции, а они этого не выявляют», – подчеркнул Лях. О каких именно брокерах идет речь, он не рассказал, отметив только, что это крупные компании.
Компании же, акциями которых манипулировали, вряд ли будут отвечать за это, говорит партнер А2 Михаил Александров: они не могут управлять своими котировками на бирже и о подозрительной динамике докладывать не обязаны. Но может выясниться, что компания непосредственно связана с манипуляторами, однако и в таком случае отвечать будет конкретный инсайдер, к примеру собственник или сотрудник, указывает он.
С «Аско страхованием» регулятор тоже не связывался и каких-либо претензий к компании не предъявлял, она узнала о происшедшем из пресс-релиза ЦБ, сообщил ее представитель. «Как мы понимаем, регулятор провел проверку, его позиция не подвергается сомнению», – отметил он.