Высокий суд правосудия Англии и Уэльса проверит, на что живет беглый банкир
Совладельцу рухнувшего Внешпромбанка Георгию Беджамову придется раскрыть источники своих тратВысокий суд правосудия Англии и Уэльса потребовал от совладельца рухнувшего Внешпромбанка (ВПБ) Георгия Беджамова раскрыть, откуда он брал деньги на оплату съемной квартиры в Лондоне и другие расходы. Такое решение суд вынес 17 мая и дал Беджамову неделю на раскрытие этой информации – до 16.30 пятницы, 24 мая («Ведомости» ознакомились с текстом решения). Представитель ВПБ в Лондонском суде подтвердил, что суд вынес такое решение.
До пятницы Беджамов должен представить копию договора аренды своей квартиры в Лондоне, как и когда уплачивалась арендная плата и размер депозита за эту квартиру, говорится в решении суда. Кроме того, Беджамов должен сообщить, как финансировал свои расходы на проживание и юридические услуги с 1 июня 2018 г., имел ли и использовал ли какие-либо банковские счета или карты и, если да, указать реквизиты. Высокий суд правосудия Англии и Уэльса также потребовал указать примерный уровень обычных еженедельных расходов Беджамова на проживание начиная с 1 октября 2018 г.
Кроме того, Беджамов должен оплатить 80% расходов заявителя в связи с судебным процессом. Это 20 800 фунтов стерлингов.
Ответчик попросил перенести сроки раскрытия, судебное заседание будет назначено на 22 мая при возможности, самое позднее – 23 мая, указано в решении.
«Ведомости» направили запрос в Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое является конкурсным управляющим ВПБ, а также в «А1», которому АСВ доверило преследование Беджамова в лондонском суде, и в Высокий суд правосудия Англии и Уэльса. Связаться с адвокатом Беджамова не удалось.
Агентство подтверждает, что Высокий суд правосудия Англии и Уэльса 17 мая 2019 г. вынес судебный приказ, обязывающий Беджамова раскрыть определенные сведения о своих расходах, имуществе и источниках финансирования. Судебные разбирательства по данному вопросу продолжаются, сказал представитель АСВ.
Этот судебный приказ обязывает Беджамова раскрыть, за счет каких средств он арендует жилье, на какие деньги он жил с 1 июня 2018 г., какими банковским картами и счетами он пользовался, говорит представитель А1. По его словам, требование суда связано с обязанностью Беджамова раскрыть полную информацию об активах и источниках получаемого финансирования: «Беджамов занимает позицию, согласно которой он живет на средства, полученные от друзей. Если он не предоставит ВПБ истребованную судом информацию, то ему может грозить тюремный срок за неуважение английского суда. Также за такое нераскрытие он может быть ограничен судом в праве на судебную защиту». Представляется, что Беджамов идет на всевозможные ухищрения, чтобы не отвечать на вопросы о происхождении имеющихся у него средств, и уже не в первый раз просит у суда отсрочку на ответ, отмечает представитель А1. «Мы будем добиваться полной прозрачности в отношении того, как Беджамов тратит деньги и откуда он их берет», – добавляет он.
В конце марта Высокий суд правосудия Англии и Уэльса по иску ВПБ арестовал активы Беджамова на 1,34 млрд фунтов стерлингов ($1,75 млрд). Среди них виллы в итальянском Сант-Аньелло и французском Кап-д’Ай, 33% знаменитого 5-звездочного Badrutt’s Palace Hotel в швейцарском Санкт-Морице, недвижимость в лондонской Белгравии. Суд запретил Беджамову распоряжаться этими активами и постановил раскрыть суду другие, стоимостью свыше 50 000 фунтов, где бы они ни находились.
Беджамову также запрещено покидать территорию Англии и Уэльса.
Кроме того, Высокий суд правосудия Англии и Уэльса решил ограничить траты Беджамова. Он может продолжать тратить 35 000 фунтов в неделю на аренду жилья, если у него есть соответствующий договор, а также 10 000 фунтов в неделю на проживание. Также ему разрешено тратить «разумную сумму на юридические услуги и представительство», но, прежде чем тратить какие-либо деньги, ответчик должен рассказать представителям истца, откуда он их возьмет. Беджамову можно проводить операции, которые не затрагивают заблокированные активы на 1,34 млрд фунтов, однако запрещено переводить деньги или активы компаниям, напрямую или опосредованно принадлежащим или подконтрольным Беджамову; кроме того, при совершении сделки или серии сделок на сумму более 50 000 фунтов нужно за 48 часов уведомить представителей истца.
За несоблюдение решения Беджамову грозит обвинение в неуважении к суду, заключение в тюрьму и конфискация активов.
Крах ВПБ в январе 2016 г. стал крупнейшим случаем фальсификации отчетности в истории России: ЦБ оценил дыру в банке в 216 млрд руб. Возглавлявшая ВПБ Лариса Маркус, сестра Беджамова, была арестована сразу: суд приговорил ее к 8,5 года колонии общего режима.
ВПБ входил в топ-50 банков и специализировался на работе с именитыми клиентами. В ВПБ обслуживались крупнейшие компании России, их топ-менеджеры, высокопоставленные чиновники и их родственники. В банке зависли деньги жен вице-премьера Дмитрия Козака и министра обороны Сергея Шойгу, зятя президента «Транснефти» Николая Токарева и родственников члена ее совета директоров Артура Чилингарова, писал Forbes. Там хранились деньги сына тогдашнего главы администрации президента Сергея Иванова, депутата Госдумы Владислава Резника и его супруги, а также бывшего руководителя финансового комитета Думы Натальи Бурыкиной и др.