ЦБ не может остановить бум необеспеченного кредитования
Он может оказаться ловушкой для людей и для банков«Люди уже, наверное, устали дальше вести такой аскетический образ жизни. Часть населения берет потребительские кредиты, чтобы хотя бы поддерживать уровень потребления», – объяснил депутатам бурный рост необеспеченных розничных кредитов после снижения реальных доходов в 2015–2017 гг. первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин (его цитирует «Интерфакс»).
Рост розничного кредитования – это «объективный процесс, не нужно его запрещать», но ЦБ настораживает его скорость: это может оказаться ловушкой и для населения, и для банков, предупредил Тулин. И признал, что пока меры ЦБ по охлаждению этого рынка не привели к заметному сокращению годовых темпов роста, но уже влияют на месячные и квартальные данные: «Будем внимательно за этим следить».
Бум розничного кредитования в разгаре. В I квартале, по данным Frank RG, россияне взяли 1,9 трлн руб. кредитов, большая часть которых (1,05 трлн) – нецелевые необеспеченные кредиты. Их выдано на 25% больше, чем в январе – марте 2018 г. Всего выдачи розничных кредитов за год выросли на 16%, а ипотека – лишь на 3,5%.
Портфель необеспеченных потребительских кредитов в марте вырос на 2% по сравнению с февралем – «максимальные темпы роста задолженности в текущей фазе роста портфеля», отмечают аналитики ЦБ в последнем бюллетене «О чем говорят тренды» (их мнение может не совпадать с официальной позицией регулятора). Рост происходит, прежде всего, за счет увеличения размера выдаваемых кредитов, ссылаются авторы на данные кредитных бюро.
Рост среднего размера необеспеченного потребительского кредита может свидетельствовать об изменении структуры покупок, полагают аналитики ЦБ: возможно, все большая их доля идет на оплату ремонта покупаемых квартир (в основном на первичном рынке) и покупку мебели, а также на приобретение автомобилей, хотя такие кредиты и не оформляются как автокредиты.
Бум необеспеченных потребительских кредитов может быть вызван в том числе мерами ЦБ по охлаждению рынка: с 1 апреля регулятор вновь увеличивает коэффициенты риска по таким кредитам (ссуды по ставкам выше 10% годовых будут требовать от банков больше капитала). Это могло побудить некоторые банки к ускоренным выдачам кредитов в конце I квартала, говорится в бюллетене.
Банки стремятся заработать максимум на клиентах, дать им кредит побольше и на длинный срок, объясняет первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский: «Память о проблемах 2014 г. оказалась короткой». Меры ЦБ лишь ускоряют рост потребкредитования, поскольку ограничивают ставку кредитов, но не сроки, указывает он. Люди видят небольшой ежемесячный платеж, низкую ставку и длинный срок – и берут очень большие ссуды, объясняет Хотимский: это очень опасные кредиты, которые могут привести к кризису неплатежей уже в среднесрочной перспективе.
Необеспеченный кредит на большой срок – это нездоровая ситуация, потому что мотивация их обслуживать со временем падает, да и мало ли что может случиться, а залога у банка нет, согласен аналитик Fitch Александр Данилов. Сейчас популярны кредиты на рефинансирование существующей задолженности, когда у заемщика может быть 4–5 кредитов, которые замещаются одним новым, как правило, более крупным (отсюда и рост), по более низкой ставке и на существенно более длинный срок (до 10 лет), рассказывает он. Ситуация была бы нормальной, если бы кредитный рост происходил за счет новых заемщиков, но по рейтингуемым банкам Fitch этого не видит: «Растет уровень долговой нагрузки существующих заемщиков». Данилов видит риск повторения кризиса на рынке розничного кредитования 2014 г., когда из наиболее дорогих кредитов не возвращался каждый четвертый.
«Внутренние риски всегда связаны с накоплением избыточной долговой нагрузки. Она, безусловно, выступает тормозом для экономического роста и может приводить в том числе к социальным проблемам. В каких секторах есть избыточная долговая нагрузка? Это очень быстрое развитие потребительского кредитования, увеличение долговой нагрузки населения. Понятно, что она неравномерно распределена. Есть группа населения, где долговая нагрузка высока и надо ситуацию контролировать». цитата по Banki.ru апрель 2019 г.
Совокупный уровень долговой нагрузки населения составляет 9,9% – близко к максимуму 2014 г. (тогда было 10,4%), рассказывала в марте директор департамента финансовой стабильности ЦБ Елизавета Данилова, называя основной причиной рост необеспеченного кредитования.
Меры ЦБ пока не помогают, более действенным, по мнению Данилова, может стать введение ЦБ в октябре лимита долговой нагрузки – отношения платежей по кредитам к доходам. Для этого важно ограничить срок таких кредитов, иначе банки будут обходить лимит, еще больше удлиняя сроки, предупреждает эксперт. Без этого контроль долговой нагрузки может все усугубить, согласен Хотимский.
Население вынуждено обращаться за потребкредитами: определенным категориям просто не хватает доходов, чтобы сохранить привычный уровень потребления, говорит главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. Падение началось в 2014 г. и продолжилось в этом: по новой методике Росстата в I квартале реальные располагаемые доходы населения упали на 2,3% в годовом выражении.
Меры ЦБ не охлаждают рынок, поскольку его рост «не связан с принятием банковской системы критичного уровня кредитного риска», считает начальник управления портфельного анализа розничного бизнеса Альфа-банка Сергей Турищев: безработица минимальная, рост сроков кредитов при одновременном снижении ставок снижает уровень платежа к доходам, а это «фундаментально определяет уровень кредитного риска».
Когда экономическая ситуация стабильна, долговая нагрузка может долго расти без видимых последствий, отмечает главный менеджер по управлению рисками Райффайзенбанка Андрей Порядин: «Вряд ли в ближайшее время большая доля кредитов будет выходить на просрочку».