ВТБ утвердил стратегию до 2023 года

Госбанк будет расти медленнее. Цель – более 300 млрд рублей прибыли
ВТБ планирует увеличить клиентскую базу в рознице в 1,5 раза 
ВТБ планирует увеличить клиентскую базу в рознице в 1,5 раза  / Максим Стулов / Ведомости

Группа ВТБ планирует в 2022 г. получить 310 млрд руб. чистой прибыли, говорится в стратегии на 2019–2022 гг. Во вторник, 23 апреля, ее утвердил наблюдательный совет ВТБ. Прежняя стратегия действовала до конца 2019 г., но многих ключевых показателей, в том числе по прибыли и кредитному портфелю, банк достиг досрочно, объяснил первый зампред правления Дмитрий Олюнин.

Первоочередную задачу новой стратегии ВТБ определил как «постановку клиента и его удовлетворенности в центр усилий группы», следует из сообщения банка.

Розница и онлайн

ВТБ делает ставку на розницу и малый бизнес: к 2022 г. кредитный портфель физических лиц вырастет на 16%, а малого бизнеса – на 14%, депозиты – на 13 и 16% соответственно. У ВТБ должно стать 18 млн клиентов в рознице – в 1,5 раза больше, чем сейчас; доля рынка розничного кредитования дойдет до 22%, а доля таких кредитов в портфеле – до 35% (сейчас – 25,7%).

Это логичное продолжение предыдущей стратегии: ВТБ также делал упор на розницу и малый и средний бизнес, вспоминает аналитик S&P Роман Рыбалкин: стратегии всех крупных российских банков похожи. Корпоративный бизнес для них важен, но его рентабельность снижается, продолжает он, и банки надеются на розницу: нагружать клиентов как можно большим числом услуг – желательно через удаленные каналы обслуживания, чтобы не тратиться на отделения. Розничный бизнес крупных банков растет еще и за счет клиентов из мелких и средних региональных банков, но в какой-то момент этот процесс остановится, предсказывает Рыбалкин.

ВТБ хочет продавать более половины продуктов розничным клиентам онлайн, сделать весь сервис для малого бизнеса онлайн. Банк традиционно опирается на сеть отделений в работе с физическими лицами и малым бизнесом, признает Олюнин, но хочет больше использовать дистанционные каналы обслуживания, в том числе курьеров и агентов продаж.

Корпоративно-инвестиционный сегмент останется крупнейшим, но его доля в использовании капитала сократится: в 2018 г. было 63%, в 2022 г. будет до 53% при сохранении рентабельности, обещает Олюнин. А рентабельность капитала в целом должна составить 15% против 12,3% на конец 2018 г.

Рост замедлится

Взрывного роста активов следующие четыре года ждать не стоит, уверен Олюнин: по 7% в год. «Группа будет весить под 19 трлн руб. к концу 2022 г., – ожидает он, – а сейчас она весит 14,5 трлн руб.».

Активы вырастут всего на треть, продолжает Рыбалкин, а прибыль увеличится в 1,5 раза по сравнению с 2018 г. – существенно повысится рентабельность активов. Стратегия банка направлена на рост комиссионных доходов, но есть сложности, считает Рыбалкин: конкуренция за транзакционное обслуживание клиентов растет, а, например, доходы банков от пластиковых карт оказались в зоне риска из-за дискуссии о необходимости регулирования карточных комиссий.

Выполнять все стратегические цели ВТБ будет с очень управляемым уровнем расходов, надеется Олюнин. Группа планирует снизить показатель CIR (отношение затрат к доходам) с 40% на конец 2018 г. до 32–33% за счет удержания расходов в пределах инфляции, обещает он.

15% чистой прибыли

по МСФО – столько дивидендов наблюдательный совет ВТБ рекомендовал выплатить за 2018 г. В 2018 г. банк заработал 178,8 млрд руб. чистой прибыли, на дивиденды он может направить 26,8 млрд руб. Остальное пойдет на увеличение капитала. За 2017 г. ВТБ выплатил 73 млрд руб. дивидендов, или 60,8% чистой прибыли по МСФО.
Правительство несколько лет добивается, чтобы госкомпании (60,9% обыкновенных акций ВТБ принадлежит Росимуществу) платили в бюджет в виде дивидендов не менее 50% чистой прибыли по МСФО. Исключение для ВТБ сделано из-за требований ЦБ к достаточности капитала системно значимых банков – по стандарту «Базеля III», объяснил председатель наблюдательного совета ВТБ и первый вице-премьер Антон Силуанов: капитал ВТБ нужно увеличить на 450 млрд руб. в 2017–2019 гг., указал он.
На уступки пришлось пойти и ЦБ – он дал банкам год отсрочки для формирования надбавки к достаточности капитала по «Базелю III».
Обыкновенные акции ВТБ во вторник росли на Московской бирже с начала торгов, но после сообщения о размере дивидендов начали дешеветь: к закрытию торгов котировки упали на 1,27% до 0,035 руб.

Рост на 2019 г., заложенный в новую стратегию ВТБ, соответствует прогнозу «Эксперт РА» для всего банковского сектора, говорит аналитик агентства Людмила Кожекина. «Эксперт РА» прогнозирует умеренный рост в 2019 г.: активов – на 8%, кредитов малому и среднему бизнесу – на 10%, потребительских кредитов – на 17%. Из-за дефицита качественных заемщиков и высокой концентрации кредитов крупному бизнесу (по данным ЦБ, около 35% корпоративного портфеля приходится на 92 заемщиков) существенного увеличения кредитования крупного бизнеса (рост составит до 6%) не ожидается, предупреждает Кожекина. Кредиты крупному бизнесу не только менее рентабельны, но и оказывают заметное давление на капитал – так она объясняет, почему ВТБ делает ставку на розничные кредиты. С учетом прогнозируемого снижения стоимости риска (с 1,6 до 1,4–1,5%) ВТБ сможет довести рентабельность капитала до 15%, заключает Кожекина.

Два неизвестных

Какова судьба банка «Возрождение», который в прошлом году ВТБ купил по просьбе ЦБ, Олюнин не сказал. Изначально предполагалось, что «Возрождение» будет интегрировано в ВТБ, потом президент ВТБ Андрей Костин заявил, что планы изменились, и пообещал сюрприз.

Обсуждаются разные варианты интеграции «Возрождения», заявил Олюнин. «Есть принципиальное понимание, что он точно останется в группе и не будет сохранен как отдельное юридическое лицо, а сама интеграция завершится в 2020 г.», – сообщил он.

Об американских санкциях, которые могут быть введены против ВТБ, Олюнин говорить не стал. В августе конгресс США опубликовал проект новых ограничительных мер против России, в перечне которых есть и санкции против российских госбанков, в том числе ВТБ, а также запрет на покупку нового российского госдолга.

ВТБ планирует увеличить клиентскую базу в рознице в 1,5 раза