Скандал с отмыванием российских денег через Swedbank набирает обороты

Гендиректор банка уволена, а подозрения вызывают операции уже на 135 млрд евро
Сообщения о возможной причастности банка, которым руководила Бригитта Боннесен (на фото), к отмыванию начинались с $5,8 млрд; теперь подозрительная сумма превышает $150 млрд
Сообщения о возможной причастности банка, которым руководила Бригитта Боннесен (на фото), к отмыванию начинались с $5,8 млрд; теперь подозрительная сумма превышает $150 млрд / Janerik HENRIKSSON / TT News Agency / AFP

Совет директоров Swedbank в четверг уволил гендиректора Бригитту Боннесен из-за разрастающегося скандала с отмыванием денег. Накануне стало известно, что в 2008–2018 гг. шведский банк через свое подразделение в Эстонии провел высокорискованные операции примерно на 135 млрд евро ($151,5 млрд) в основном с деньгами российских клиентов. Это уже второй крупный скандинавский банк после Danske Bank, который уволил руководителя из-за предполагаемого отмывания денег из России и стран СНГ.

Боннесен уволена перед самым началом годового собрания акционеров, отмечает Financial Times. Еще на прошлой неделе совет директоров выражал ей поддержку, но в последние дни давление на банк увеличилось. «Мы сделаем все возможное, чтобы вернуть подорванное зимой доверие», – заявил председатель совета директоров Ларс Идельмарк на собрании акционеров. Также он принес извинения за «жесткий» стиль заявлений банка в последние недели.

О возможной причастности Swedbank к отмыванию денег через Эстонию стало известно в феврале, когда об этом сообщили эстонская газета Postimees и шведский телеканал SVT. Поначалу говорилось, что через Swedbank прошли сомнительные операции минимум на $5,8 млрд. Затем выяснилось, что размер транзакций превышал $10 млрд, причем операции на $26 млн связаны с «делом Магнитского», и основатель инвестфонда Hermitage Capital Уильям Браудер обратился в шведскую полицию с жалобой на банк и призвал его к сотрудничеству с властями. На этой неделе SVT со ссылкой на внутренний доклад банка сообщил, что в общей сложности эстонское подразделение Swedbank провело операции с деньгами нерезидентов на 135 млрд в течение 10 лет. Бóльшая часть этих денег была связана с клиентами из России, хотя не все эти транзакции являются подозрительными.

Swedbank отказался комментировать названную SVT сумму. Но это уже сопоставимо со скандалом вокруг Danske Bank, через эстонский филиал которого в 2007–2016 гг. прошло около 200 млрд евро из России и других стран бывшего СССР. Датский банк признал, что значительная часть этих средств может быть классифицирована как подозрительные операции, и в сентябре 2018 г. уволил гендиректора Томаса Боргена.

В четверг акции Swedbank подешевели на 3,7% до нового пятилетнего минимума, затем торговля ими была приостановлена. С тех пор как разгорелся скандал, котировки упали примерно на 30%.

До сих пор было известно, что с февраля расследования в отношении Swedbank ведут финансовые власти Швеции и Эстонии, но оказывается, что им заинтересовались и регуляторы США. Сразу несколько расследований открыл департамент финансовых услуг штата Нью-Йорк, отправив запросы относительно действий банка в связи с сообщениями о масштабных подозрительных операциях.

FT ознакомилась с копией письма департамента от 20 февраля, в котором он извещает Swedbank, что изучает семь связанных с ним случаев. Расследования касаются связи Swedbank с другими скандалами об отмывании денег, в которых замешаны несколько финансовых организаций: Danske Bank; латвийский ABLV, закрывшийся в феврале 2018 г. после заявлений США, что он занимается отмыванием; активно работающий на Кипре банк FBME из Танзании; литовский Ukio (был основным банком, через который переводились деньги в «прачечной «Тройки диалог»); юридическая фирма Mossack Fonseca, из документов которой сформировалось «панамское досье».

Расследование нью-йоркского департамента, похоже, во многом вызвано его неудовлетворенностью ответами, которые Swedbank дал на предыдущий запрос о «панамском досье», пишет FT. «Этот ответ кажется неполным, поскольку он, как представляется, не содержит информации о глобальных операциях Swedbank <…> и о его материнских, дочерних и аффилированных организациях», – говорится в письме.

Доклад, который Swedbank опубликовал неделю назад, тоже вызвал критику, из-за того что был сильно отредактирован. Доклад всего лишь отвечал на февральское сообщение SVT, что между Swedbank и Danske Bank проводились подозрительные транзакции на $5,8 млрд. В нем говорилось только о 50 организациях, упомянутых SVT, но в опубликованной версии была скрыта информация о том, кто из них был клиентом Swedbank.

Шведские власти также активизировались: в среду после сообщения SVT о $135 млрд прокуроры в Стокгольме провели обыски в офисах банка. Шведское управление по борьбе с экономическими преступлениями сообщило, что теперь также расследует дело о мошенничестве в особо крупных размерах в дополнение к уже ведущемуся расследованию о нарушении Swedbank закона об инсайдерской информации. «Похоже, Swedbank предоставлял общественности и участникам рынка вводящую в заблуждение информацию о том, что он знал о предполагающемся отмывании денег», – заявил Томас Лангрот, главный прокурор департамента финансовых рынков.

Руководитель Шведской ассоциации акционеров Йоасим Олссон на собрании акционеров Swedbank призвал его полностью сменить совет директоров и назначить специалиста, чтобы расследовать обвинения в отмывании денег. «Необходимо обновление. Нужно показать, что [банк] относится к этому серьезно. Недостаточно просто назначить нового гендиректора», – заявил Олссон.

Банки, подозреваемые в отмывании денег из России и стран бывшего СССР