Российские эмитенты вернулись на рынок
Внешние условия позволили провести несколько SPO и разместить евробонды почти на $3 млрдВ I квартале 2019 г. у России возникло окно для размещений, и эмитенты поспешили им воспользоваться: четыре выпуска евробондов на $2,67 млрд. Это больше, чем за три квартала 2018 г. (подсчеты «Ведомостей» по данным Rusbonds). Но до I квартала 2018 г. далеко: тогда было размещено 10 выпусков на $5,11 млрд.
Готовится даже Минфин: до конца марта он может разместить бумаги на $3 млрд, сообщило Bloomberg и подтвердили «Ведомостям» два федеральных чиновника.
Ожил рынок акций. Российские эмитенты не проводили SPO с августа, а за две недели о сделках сообщили несколько компаний. Crispian Investments Ltd (Роман Абрамович и Александр Абрамов) продала 1,7% «Норильского никеля» за $551 млн. Структуры Абрамовича, Абрамова и их партнеров разместили 1,8% Evraz ($212,5 млн). Основной владелец TCS Group Олег Тиньков продал 4,56% TCS за $150 млн. О плане SPO сообщила группа «Черкизово».
Что произошло
В прошлом году, напоминает первый вице-президент Газпромбанка Денис Шулаков, на российских эмитентов давили и рыночные (ужесточение денежно-кредитной политики США, торговый конфликт Китая и США), и геополитические риски: дело Скрипалей, санкции в апреле, законопроект с новыми санкциями в августе. Но в январе ФРС США объявила паузу в повышении ставок, а в марте не повышать ставки обещал Европейский ЦБ. Плюс российские компании выгодно отличаются дивидендами, напоминает аналитик «Атона» Михаил Ганелин: средняя дивидендная доходность компаний из индекса MSCI Russia превышает 7%, а на других развивающихся рынках – только 3–4%. А торгуются бумаги чуть ли не с двукратным дисконтом. Пока конкретики по новым санкциям нет, эти риски не должны пугать инвесторов настолько, чтобы отказаться от вложений, заключает Ганелин.
Еще один фактор – повышение рейтинга России до инвестиционного Moody’s в феврале, указывает Михаил Грачев из Альфа-банка.
Кто успел
Более половины евробондов Альфа-банка, Московского кредитного банка, «Газпрома» и «Еврохима» выкупили иностранцы. Эмитенты пытаются оптимизировать структуру долга и заменить короткие выпуски с погашением в 2019–2020 гг. на более длинные, считает Грачев. «Еврохим» размещал евробонды, чтобы финансировать выкуп облигаций с погашением в 2020 и 2021 гг. и удлинить долговой портфель, подтвердил и. о. главного исполнительного директора Кузьма Марчук. Evraz в понедельник тоже сообщил о выкупе евробондов с погашением в 2020 г. и о новом выпуске – для его финансирования.
Всего в этом году корпоративным заемщикам необходимо погасить выпуски примерно на $9 млрд, замечает Шулаков: показатель прошлого года может быть превышен.
Два из четырех размещений евробондов провели банки, им нужно отвечать на спрос на валютные кредиты, замечает директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Михаил Доронкин.
Эмитенты акций привлекают деньги, пока на рынке оптимизм и бумаги дороги, а в случае с металлургами – еще и пытаются обезопасить себя на случай мер против акционеров, считает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов: история UC Rusal может повториться.
Долгосрочным инвесторам, в частности инвестфондам, такие SPO дают возможность купить крупные пакеты с дисконтом и не собирать бумаги по рынку, говорит управляющий инвестиционными портфелями Friedrich Wilhelm Raiffeisen Владимир Веденеев: вряд ли бы их купили спекулянты, котировки не превысили бы цену размещения – если только спекулянты не придерживают бумаги. Евробонды традиционно покупают, чтобы долго держать, напоминает он.
Окно недолго будет открыто, считают эксперты. На рынке облигаций уже есть признаки перегрева, говорит главный стратег BCS Global Markets Вячеслав Смольянинов: по данным EPFR Global, с начала года через глобальные фонды в них пришло $800 млн.
Окно захлопнется с введением санкций против госдолга или включением значимых компаний и банков в список SDN, предупреждает управляющий директор «Ренессанс капитала» Максим Орловский. Санкции в отношении госдолга приведут к оттоку западных инвесторов, доходности могут вырасти минимум на 1–2 процентных пункта, а фондовый рынок снизится на 5–10%, оценивает он.