Вклады с большими ставками будут обходиться банкам еще дороже

За год они заплатили АСВ 9 млрд рублей за слишком высокие проценты по вкладам и неустойчивое финансовое положение
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Банкам станет еще сложнее предлагать высокие ставки по вкладам. ЦБ и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) подготовили законопроект, предусматривающий снижение порога для дорогих депозитов, за которые банки уплачивают повышенные взносы в Фонд страхования вкладов. Об этом говорится в ответах первого зампреда ЦБ Дмитрия Тулина на вопросы банкиров, опубликованных ассоциацией банков «Россия».

Все банки, работающие с деньгами населения, ежеквартально платят в страховой фонд 0,15% от привлеченных средств. Те, кто проводит рискованную, по мнению ЦБ, политику по привлечению вкладов, отчисляют больше. Банки, предлагающие клиентам доходности на 2–3 процентных пункта выше базового уровня, который рассчитывает регулятор, делают отчисления по дополнительной ставке – сейчас она 0,22%. Те, кто завышает ставки более чем на 3 п. п., а также банки с неустойчивым, по оценке ЦБ, финансовым положением делают взносы по повышенной дополнительной ставке – сейчас это 0,9%.

По закону о страховании вкладов по дополнительным ставкам банки платят, даже если привлекли хотя бы один дорогой вклад в течение квартала. За последний год (IV квартал 2017 г. – III квартал 2018 г.) ЦБ предлагает снизить порог, начиная с которого ставки считаются завышенными. Платить по дополнительной ставке будут банки, предлагающие ставки на 1,15–1,7 п. п. выше базовой доходности, следует из ответа ЦБ на вопросы «Ведомостей». По повышенной дополнительной – те, вклады которых дороже более чем на 1,7 п. п.

В марте, по расчетам ЦБ, базовый уровень доходности вкладов в рублях на полгода-год составлял 7,92% годовых. При предлагаемом ЦБ снижении порога с учетом текущих ставок под дополнительную ставку попали бы банки с депозитами по 9,07–9,62% годовых, а под повышенную дополнительную – те, доходности которых еще выше.

Сейчас таких ставок розничным клиентам банки не предлагают.

Изменения нужны для коррекции депозитных предложений банков, объясняет представитель ЦБ. Применяться изменения будут не сразу, успокаивает он: поправки будут вступать в силу с отсрочкой, но с какой, не сказал.

Снижение порогов по доходностям сузит рыночные возможности монолайнеров и небольших банков – это соответствует позиции регулятора по снижению рисков, говорит бывший зампред ЦБ Михаил Сухов: «Сейчас риск оттока вкладов из этих банков небольшой, и вряд ли в тумбочки может перетечь более 250 млрд руб.». Снижение порога превышения до 1,15 п. п. выглядит несбалансированным, лучше сделать порог по меньшей мере 1,5 п. п., чтобы депозиты для крупных клиентов оставались конкурентоспособными по сравнению с облигациями, считает Сухов. Очевидно, что прямым следствием намеченных изменений станут лучшие конкурентные позиции банков, работающих с депозитами онлайн, продолжает он.

Это повлияет на все банки, говорит руководитель дирекции по развитию сегментов и некредитных продуктов розничного бизнеса Альфа-банка Алексей Ермаков: банки, возможно, будут вынуждены понизить ставки или делать клиентам меньше «акционных» предложений, продолжает он, что снизит доход вкладчиков. Наиболее существенное влияние будет на тех, для кого ставка является одним из ключевых инструментов привлечения клиентов, полагает он.

Максим Стулов / Ведомости

Изменение не окажет сильного влияния на рыночный уровень ставок по вкладам в рублях: предложение крупных игроков рынка, как правило, не сильно превышает базовый уровень доходности вкладов, установленный ЦБ, говорит менеджер отдела развития сберегательных продуктов Райффайзенбанка Евгений Василевич.

«Эта мера необходима, так как в силу снижения ставок даже небольшое в абсолютной величине завышение ставки является чувствительным», – говорит главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников. Если у крупного банка ставка – 17%, то клиент не отреагирует на 18% у более рискованного, требуется предлагать сразу 20%, а если же ставка – 6%, то и 7,5% достаточно для переманивания, объясняет он. По его словам, в части валютных вкладов это еще более заметно.

Для крупных банков это изменение может повлиять на условия вкладов с повышенными ставками для клиентов, обслуживающихся на привилегированных условиях, добавляет Василевич: «Можно ожидать сокращения разрыва между уровнем максимальных ставок в крупнейших кредитных организациях и остальных игроках».

Если судить по публичным условиям линеек вкладов, то значимого давления изменение не окажет, говорит управляющий директор по валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов. По состоянию на март даже наиболее выгодные рыночные предложения не превышают базовый уровень доходности, указывает он. Под угрозой могут оказаться небольшие банки, которые зависимы от средств вип-клиентов – условия по таким депозитам могут устанавливаться индивидуально, заключает Беликов.

Максим Стулов / Ведомости