ЦБ разрешит неквалифицированным инвесторам покупать структурные облигации
Регулятор адаптирует этот инструмент и предупредит о рискахНа российском рынке может появиться новый инструмент – структурные облигации для неквалифицированных инвесторов. Сейчас ЦБ прорабатывает с профессиональными участниками рынка критерии для таких бумаг: первый вариант проекта указания регулятора обсуждался в среду, 13 марта, на заседании профильной рабочей группы, рассказал «Ведомостям» ее участник и подтвердил представитель Центробанка. «Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердили три участника рабочей группы.
Закон о структурных облигациях вступил в силу в октябре 2018 г. Выплаты по таким бумагам зависят от определенных обстоятельств, зафиксированных в решении об их выпуске. При этом полный возврат их номинальной стоимости не гарантируется. Сейчас покупать такие бумаги могут только квалифицированные инвесторы, но законом предусмотрено право ЦБ выработать критерии для структурных облигаций, которые можно было бы предлагать и неквалифицированным инвесторам.
В черновике указания ЦБ рекомендует установить следующий список активов, к которым могут быть привязаны выплаты по облигациям: цены на товары, ценные бумаги или производные финансовые инструменты (ПФИ), торгуемые на бирже, а также индексы, процентные ставки, уровень инфляции и официальные статистические показатели. Структурные облигации можно будет привязать и к риску дефолта так называемого контрольного лица (компании, государства, муниципального образования) с определенным кредитным рейтингом. Последние в международной практике называют кредитными нотами (CLN), замечает партнер Linklaters Андрей Мурыгин.
Выплаты по структурным облигациям предлагается проводить как в денежной форме, так и с помощью допущенных к торгам ценных бумаг. А потери по таким бумагам для неквалифицированных инвесторов будут ограничены 15–30% от номинала – в зависимости от срока их обращения.
Инвестора при покупке этих бумаг нужно предупреждать о рисках, говорится в черновике указания: на титульном листе проспекта эмиссии должно быть указано, что эти облигации относятся к инвестициям повышенного риска и полный возврат их номинальной стоимости не гарантирован. Кроме того, предлагается ввести «период охлаждения» для таких бумаг: в течение десяти дней инвестор сможет расторгнуть договор и потребовать возврата внесенных им средств.
Чего стоит риск
«Банк России полагает необходимым разработать критерии структурных облигаций для неквалифицированных инвесторов,обеспечивающие баланс риска и доходности», – заявил его представитель.
С учетом снижения процентных ставок по традиционным облигациям интерес инвесторов к более рисковым продуктам с более высокой доходностью возрастает, говорит представитель ЦБ. Структурные облигации потенциально несут в себе риск потери вложенных средств, но уровень риска может существенно отличаться в зависимости от инструментов, включаемых в эти облигации, продолжает он. Кроме того, сейчас неквалифицированным инвесторам уже доступны инструменты с аналогичными рисками – ИСЖ, структурные продукты, выпущенные по иностранному праву, напоминает он. Для структурных облигаций нужно разработать критерии, обеспечивающие баланс риска и доходности, заключает представитель ЦБ.
В феврале Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) направила ЦБ свои предложения по этому вопросу. Структурные облигации воспринимаются как высокорискованный инструмент, но на практике могут нести меньше риска, чем многие классические облигации, считает президент НАУФОР Алексей Тимофеев. Они тоже должны быть доступны для неквалифицированных инвесторов, если связанный с ними риск понятен инвестору и приемлем для него, убежден он. Критерии, предусмотренные ЦБ, в целом соответствуют предложениям НАУФОР, отметил Тимофеев.
Структурные облигации могут быть привязаны к широкому спектру активов, так что инвестор сможет подобрать инструмент, который будет соответствовать именно его ожиданиям по динамике рынка – от роста инфляции или ставок до падения акций определенной компании – и зарабатывать на этом, указывает руководитель подразделения глобальных рынков по инвестиционным и секьюритизированным продуктам Сбербанка Павел Васильев. Доходность структурных облигаций может быть значительно выше, чем у классических, замечает руководитель направления по взаимодействию с государственными органами «Альфа капитала» Николай Швайковский. На европейском фондовом рынке они активно обращаются, в том числе на бирже, и доступны для непрофессиональных инвесторов, добавляет он.
Список базовых активов достаточно широк, говорит управляющий директор по рейтингам структурированного финансирования «Эксперт РА» Александра Веролайнен: «Остается вопрос, насколько справедливой можно считать сформированную на бирже цену инструмента, если у него крайне низкая ликвидность и с ним проводятся единичные сделки». Крайне важно, чтобы инвестора информировали о том, что он может не вернуть всю инвестированную в бумаги сумму, подчеркивает она: даже если все критерии будут введены, структурные облигации останутся рискованным инструментом.
С такими облигациями должны работать только профессиональные инвесторы, настаивает председатель совета «Финпотребсоюза», экс-председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Игорь Костиков. Это слишком сложный инструмент для неквалифицированного инвестора, который не будет вчитываться в предупреждение на титульном листе, говорит он. А оценить реальный уровень риска, который принимает на себя в этом случае, просто не сможет, объясняет Костиков. «Для большинства непрофессиональных инвесторов сделки со структурными облигациями – это, по существу, сделки-пари, а это не повысит доверия к рынку», – заключает он.