Крупнейшие банки снижают ставки валютных вкладов

Доллары и евро населения теперь нужны им меньше, объясняют эксперты
В последние полгода ставки валютных вкладов росли, но в марте ситуация начала меняться
В последние полгода ставки валютных вкладов росли, но в марте ситуация начала меняться / М. Стулов / Ведомости

В последние полгода ставки валютных вкладов росли. Причем крупнейшие розничные банки предлагали вкладчикам одни из самых выгодных условий вложений валюты. Ставки долларовых депозитов в некоторых банках из топ-10 по величине портфеля привлеченных средств населения достигали 3,5–4% годовых. Но в марте ситуация начала меняться.

Только за первые дни марта четыре из десяти крупнейших розничных банков страны снизили доходность валютных депозитов.

Кто снизил ставки

В минувший четверг Сбербанк снизил ставки вкладов в валюте для всех категорий клиентов – от мелкой розницы до сегментов «Сбербанк первый» и Private Banking.

В розничном сегменте ставки долларовых вкладов снижены на 0,05–0,15 процентного пункта (п. п.). Максимальная ставка опустилась с 2 до 1,85% годовых – столько банк готов начислять на вклад «Сохраняй онлайн» на сумму от $20 000 сроком 1–3 года. Вклады в евро в мелкорозничном сегменте Сбербанк не открывает.

Ставки депозитов в долларах для состоятельных клиентов снижены на 0,25 п. п., а в евро – на 0,14–0,5 п. п. в зависимости от срока и суммы вложения. Теперь, к примеру, клиенты «Сбербанк первый» могут размещать доллары на депозиты под 0,65–3,15% годовых в зависимости от срока и суммы вложений. Максимальная ставка вклада в евро для них составит 0,5% годовых.

За день до Сбербанка условия долларовых вложений ухудшил Альфа-банк. Доходность его долларовых депозитов сроком более полугода снижена на 0,2–0,45 п. п. до 1,7–2,5% годовых в зависимости от сумм и срока вложений (указаны ставки для клиентов, не оформивших пакет услуг). Максимальная ставка назначается при вложении от $100 000 на три года.

С начала марта банк ВТБ существенно снизил ставки долларовых депозитов. Снижение составило в среднем 0,5–1,15 п. п.: в рознице ставки непополняемых вкладов (на сумму от $3000) опустились до 1,2–2,35% годовых в зависимости от срока вложений, в премиальном сегменте – до 1,25–3,3% в зависимости от суммы и срока депозита. Ставки вкладов в евро ВТБ уменьшил в среднем на 0,25 п. п., в рознице – до 0,3–0,6% годовых, в премиальном сегменте – до 0,35–0,8%.

Долларовые ставки вкладов ВТБ оставались в течение нескольких месяцев одними из самых высоких на рынке, как и в банке «ФК Открытие», который с марта также снизил доходность долларовых депозитов сроком на 1 год на 0,25 п. п. до 3,2% годовых. Это максимальная ставка розничного депозита в банке.

Почему снизились ставки

Банкиры объясняют перемены в процентной политике рыночной конъюнктурой. Изменение ставок связано с общим рыночным трендом на понижение, заявила пресс-служба Сбербанка. «Мы приняли это решение, исходя из конъюнктуры рынка», – пояснила «Ведомостям» пресс-служба ВТБ.

Независимые эксперты называют несколько конкретных причин падения валютных ставок.

Во второй половине прошлого года многие крупные банки серьезно увеличили ставки долларовых вкладов, борясь с оттоком средств населения со счетов после введения очередной порции санкций США в отношении России, напоминает гендиректор агентства «Бизнесдром» Павел Самиев.

К концу года ситуация с вкладами нормализовалась, теперь банки накопили достаточный запас валютной ликвидности, поэтому и потребность привлекать столь дорогие вклады отпала, объясняет директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Михаил Доронкин. Теперь у банков нет необходимости переплачивать вкладчикам в попытке их удержать, соглашается Самиев.

По подсчетам Frank RG, в январе приток на срочные вклады в Сбербанке составил $680 млрд, а в ВТБ – $1,358 млрд.

По мнению советника по макроэкономике гендиректора «Открытие брокера» Сергея Хестанова, сейчас крупнейшие банки могут ждать ослабления рубля в ближайшем будущем, поэтому привлекать пассивы в валюте им становится неинтересно. Причем для того, чтобы снизить ставки, достаточно ожидания даже небольшого ослабления российской валюты, считает он. «Кроме того, спрос на валютные кредиты российских банков традиционно невелик, найти надежного заемщика в валюте для них не так просто. Поэтому привлекать много валюты с помощью высоких ставок банкам нецелесообразно», – добавляет Хестанов.

В предыдущие месяцы динамика долларовых ставок банковских вкладов также поддерживалась ростом учетных ставок в США и ожиданиями начала ужесточения монетарной политики ЕЦБ. По словам Доронкина, еще пару месяцев назад рынок ждал продолжения роста ставки ФРС США, но в начале года стало очевидно, что в 2019 г. эта ставка останется на ее текущем уровне. Это также способствовало коррекции ставок привлечения вниз, считает эксперт.

В четверг ЕЦБ также в очередной сохранил базовую ставку по кредитам на нулевом уровне, ставку по депозитам – на уровне минус 0,4%, ставку по маржинальным кредитам – на уровне 0,25%. Регулятор дал понять, что европейские ключевые ставки останутся на нынешних уровнях по крайней мере до конца года.

Подтолкнуть банки к снижению ставок валютных вкладов в марте также могло увеличение предложения валюты на межбанковском рынке и со стороны ЦБ, добавляет Хестанов.

Что дальше?

По мнению экспертов, пока говорить об устойчивом тренде снижения депозитных ставок по вкладам в валюте в российских банках рано.

Доронкин не ожидает резких движений ставок долларовых вкладов в ближайшее время, если не будет экономических шоков или введения новых санкций, в том числе в отношении госбанков. «В отсутствие стрессовых событий наиболее вероятно сохранение ставок на текущих уровнях либо их незначительное снижение: в условиях жесткой конкуренции переложить рост стоимости фондирования на заемщиков банкам не удастся в полной мере. Для поддержания процентной маржи на адекватном уровне им придется постепенно снижать ставки по вкладам, как рублевым, так и валютным», – прогнозирует Доронкин.

Сильного снижения ставок вкладов в долларах ждать не стоит, соглашается Самиев. «Пока не слишком понятно, как в таком случае поведут себя валютные вкладчики, думаю, многие банки предпочтут не рисковать», – заключает он.