Как запускается Система быстрых платежей Центробанка
Некоторые банки начнут подключать к ней клиентов не сразуВ четверг, 28 февраля, в России для клиентов 11 крупных банков заработала Система быстрых платежей (СБП), с помощью которой физические лица смогут мгновенно переводить друг другу деньги по номеру мобильного телефона – независимо от банков, где находятся их счета.
Оператор СБП – Центробанк. В январе он заявлял, что с 28 февраля 12 банков будут предоставлять услугу всем своим клиентам. Но пока опробовать быстрые переводы могут не все клиенты пилотных банков.
Переводы в СБП выполняются напрямую между счетами клиентов и не зависят от международных платежных систем. Переводить деньги через СБП можно будет через мобильное приложение банка или онлайн-банк. В них достаточно ввести номер телефона получателя, сумму и подтвердить перевод. Если у получателя к одному номеру привязаны несколько счетов в разных банках – участниках системы, отправитель сам выберет, на какой из них перевести деньги. Получатель также может указать в приложении своего банк счет, на который ему по умолчанию будут поступать средства через СБП.
Кто кого подключил
Регулятор накануне предупредил, что некоторые банки будут запускать систему поэтапно, подключая к ней одну категорию клиентов за другой. С 28 февраля «Ак барс», «Тинькофф банк», СКБ-банк, Росбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк подключили к СБП всех клиентов, заявили «Ведомостям» их представители.
По информации пресс-службы «Тинькофф банка», сервис появится у всех клиентов автоматически в мобильном и интернет-банке, а «если клиент захочет, он сможет обратиться в банк и отключить этот сервис».
«Отправить перевод смогут все, у которых установлен онлайн-банк СКБ-банка, а получить перевод – все без исключения», – уточнила пресс-служба банка. «Платежи в системе будут доступны всем клиентам, у которых установлена система ДБО «Чатбанк». Подключение будет поэтапным: в первую очередь запуск будет осуществлен для карточных счетов, а в дальнейшем мы расширим сервис на другие банковские продукты», – подчеркнул представитель Совкомбанка.
Некоторые банки начали с приема переводов, возможность отправлять деньги их клиенты получат позже. Клиенты Райффайзенбанка могут получать платежи через СБП при условии согласия клиента на получение переводов по номеру телефона. «Подключение возможности отправлять переводы клиентам других банков через СБП будет производиться поэтапно для равномерного распределения нагрузки на контакт-центр и системы банка», – уточнила пресс-служба банка. В Газпромбанке система быстрых платежей работает для приема переводов, говорит его представитель.
Доступ к СБП получат около 95% клиентов РНКО «Платежный центр» (оператор «Золотой короны»): исключение – держатели подарочных/предоплаченных карт, следует из ответа пресс-службы.
Клиенты Альфа-банка получат доступ к услуге поэтапно, говорится в его сообщении, но порядок очереди не уточняется.
«Киви банк» на первом этапе запустит пополнение карт «Совесть» через СБП, говорит его представитель, в дальнейшем через систему можно будет переводить деньги на «QIWI кошелек» и в Рокетбанк.
В приложении банка – участника СБП есть возможность отправить деньги в 10 партнеров.
А вот ВТБ, который также был в пилотной группе банков, там нет. ВТБ участвует в проекте СБП, объясняет пресс-служба, тесты продолжаются, скоро все клиенты получат доступ. Зампред правления ВТБ Ольга Дергунова заявляла, что с 28 февраля банк начнет предоставлять услугу перевода через СБП всем своим клиентам.
Сколько это стоит
Первый год ЦБ позволил банкам пользоваться СБП бесплатно. Взамен попросил их в первое время работы не брать с клиентов комиссию за переводы (банки могут устанавливать ее самостоятельно).
Большинство участников СБП в среду говорили «Ведомостям», что не станут взимать комиссию за переводы на старте проекта: Альфа-банк, ВТБ, Райффайзенбанк (как минимум до 1 мая), Совкомбанк, QIWI ( при пополнении карты «Совесть»), «Тинькофф банк» (в течение промопериода, срок которого не определен), РНКО «Платежный центр» (ориентировочно 6 месяцев), «Ак барс» (до 1 июня), Газпромбанк. СКБ-банк не взимает плату с отправителя только при переводе до 6000 руб. При переводе свыше 6000 руб. комиссия составит 1% от суммы перевода (минимум – 30 руб., максимум – 300 руб.).
Из 12 участников тестовых испытаний лишь три – «Тинькофф банк», Промсвязьбанк и Росбанк – планировали сразу взимать плату за переводы клиентов. Однако в итоге и они отказались от комиссий в начале работы системы. «По итогам первых трех месяцев будет принято решение о необходимости введения комиссий за переводы и их размере», – передала пресс-служба Росбанка слова замдиректора департамента розничных продуктов и маркетинга Лидии Кашириной.
И все же в некоторых случаях клиентам придется платить банку за перевод через СБП уже сейчас. Прежде всего это касается отправлений со счетов кредитных карт. Такие переводы возможны, но они являются платными, предупредили Тинькофф банк и Совкомбанк.
В тарифах «кредиток» «Тинькофф банка» уже появилась строка «Переводы с использованием номера телефона в рамках СБП». В зависимости от тарифного плана плата может составлять, к примеру, 2,9% + 290 руб. или 1%, но не менее 390 руб.
Что дальше
Присоединиться к СБП намерены еще 40 банков. По окончании бесплатного года банки будут платить от 1 до 6 руб. за каждый перевод (половину – банк отправителя, половину – получателя) в зависимости от суммы платежа, для своих клиентов банки смогут устанавливать тарифы самостоятельно.
Следующим этапом развития СБП должен стать запуск во втором полугодии 2019 г. платежей в пользу юридических лиц. Расплачиваться в магазинах можно будет с помощью QR-кода. ЦБ ожидает, что СБП позволит снизить для торгово-сервисных предприятий стоимость безналичных расчетов.
СБП – конкурент Сбербанка, через который сейчас проходит более 60% всех переводов с карты на карту. Госбанк к СБП не присоединился, но начал подключать к своей собственной системе переводов по номеру телефона другие банки – в 2018 г. к ней подключились «Тинькофф банк» и Совкомбанк.
ЦБ намерен обязать участвовать в СБП все крупные банки. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что желание отдельных игроков сохранить свое монопольное положение является серьезным препятствием для развития конкуренции на рынке платежей и доступности финансовых услуг для населения.