ФНС требует от страховщиков миллиарды рублей

Они сократили платежи в бюджет, чтобы выполнить указание Центробанка
Документ «усложнил жизнь» страховщикам
Документ «усложнил жизнь» страховщикам / Максим Стулов / Ведомости

Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы (ФНС) по крупнейшим налогоплательщикам потребовала от страховщиков разъяснить, как они учитывают расходы при расчете налога на прибыль. Это следует из переписки Всероссийского союза страховщиков (ВСС) с ФНС, ЦБ и Минфином («Ведомости» ознакомились с ней, подлинность писем подтвердила одна из сторон и крупный страховщик).

Вопросы у ФНС возникли к комиссионному вознаграждению, которое компании платят агентам и посредникам. С 2017 г. ЦБ ввел для страховщиков новый план счетов и изменил правила расчета резерва незаработанной премии – эти средства под будущие обязательства уменьшают налогооблагаемую базу. ЦБ потребовал включать в резерв выплаты агентам, но не синхронизировал эту новацию с налоговым законодательством. Получилось, что при расчете прибыли комиссионные (а это огромные суммы – 204 млрд руб. за 2017 г.) учитываются дважды: и в расходах, и в резерве.

В результате резерв вырос скачкообразно: за II квартал 2017 г. на 125 млрд руб., а комиссионные фактически стали новым активом на балансе страховщиков, отмечает аналитик АКРА Евгений Шарапов. По итогам 2017 г. комиссии в этом резерве составляли 111,5 млрд руб., следует из данных ЦБ.

Бюджет в 2017 г. получил от страховых компаний и пенсионных фондов (ФНС с 2017 г. учитывает их вместе) 55,5 млрд руб. – на 15,5% меньше, чем в 2016 г. только от страховщиков, подсчитал главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. Сборы страховщиков при этом росли – на 8,3% до 1,28 трлн руб.

Некоторые компании могли не включить резерв в налогооблагаемую базу, что приводит к ее занижению, объясняет финансовый директор «Уралсиб страхования» Олег Воробьев. Наибольшее влияние проблема оказала на налоговую базу 2017 г., соглашается первый заместитель гендиректора «Согласия» Юлия Шумилова.

Страховщики стали получать запросы от налоговиков, следует из отправленного в октябре письма ВСС в ФНС. Их получили «РЕСО-гарантия», «Ингосстрах», «Согласие», ВСК, «Альянс», «Энергогарант», сказали их представители. Но проблема касается всех, передал «Ведомостям» президент ВСС Игорь Юргенс, а ее причина – разночтения в трактовке нормативных актов надзорными органами. Проблема, с которой столкнулся рынок, ожидаема, считает гендиректор МАКСа Надежда Мартьянова. При разработке указания рынок просил ЦБ учесть особенности налогового законодательства, но это не было воспринято регулятором, возмущалась она в ноябре 2018 г.: документ «усложнил жизнь» страховщикам.

Юргенс в сентябре обратился к ЦБ и ФНС с просьбой о совместном совещании с участием Минфина и страховщиков, ЦБ ответил, что он готов. Юргенс пишет, что «некорректные» выводы ФНС «могут повлечь необоснованное доначисление налога на прибыль».

Так и происходит. «Альянс» получил требование ФНС о доначислении налогов за шесть месяцев 2018 г., сказал его представитель. «Ингосстраху» пришлось объясняться с ФНС, говорит Родькин. Уточненную декларацию компания не подавала, подчеркивает он. МАКС получил предписание о доначислении налогов и ответил отказом, рассказывает Мартьянова, не называя сумму. Если компания нарушит указание ЦБ, то поплатится лицензией, а если нарушит НК, то отделается штрафами, объясняет она.

Другие, впрочем, нашли выход. «Энергогарант» предвидел вероятность возникновения проблем, поэтому учитывал комиссионные расходы в налогообложении и предписаний ФНС не получал, говорит его представитель. Также поступило «Уралсиб страхование», рассказывает Воробьев.

Цена вопроса для страховщиков – 10 млрд руб., оценивал в ноябре 2018 г. Юргенс (это его личная оценка, уточнил представитель ВСС). На прошлой неделе он написал замминистра финансов Илье Трунину с просьбой подтвердить правомерность действий страховщиков. Минфин в курсе проблемы, сказал его представитель: страховщики просят изменить НК, чтобы привести в соответствие налоговый и бухгалтерский учет. Но это противоречит принципам НК, объясняет он, не уточняя, как будет решаться проблема. Представитель ЦБ комментировать ситуацию не стал: это компетенция ФНС. Представитель ФНС не ответил на запрос.

Исправленная версия. В восьмом абзаце уточнен комментарий представителя «Ингосстраха».

Документ «усложнил жизнь» страховщикам