Центробанк планирует пересмотреть черный список клиентов банков и смягчить контроль
Он признал, что переусердствовал с поиском нарушителейРастущее число клиентов банков, пострадавших из-за отказа в проведении операций, смутило даже Центробанк, который сам требовал от банкиров ужесточать контроль. Очевидно, что необходимо менять действия ЦБ – чтобы не возникало чрезмерного давления на добросовестных клиентов, признала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина на встрече с банками, организованной ассоциацией «Россия». По ее словам, ЦБ и Росфинмониторинг планируют пересмотреть признаки сомнительных операций и сократить перечень оснований для отказа в их проведении. Черный список компаний и людей, которым банки уже отказали в обслуживании из-за подозрений в легализации доходов, будет пересмотрен. Это будет некая амнистия, сказал зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин.
Сами банки должны внимательно относиться к клиентам, а не слепо применять формальные критерии, призвала Набиуллина. В ноябре 2017 г. ЦБ даже выпустил методические рекомендации, призывая банки комплексно анализировать действия клиента, прежде чем отказать в операции. Сейчас ЦБ думает о создании сервиса проверки компаний на соблюдение антиотмывочного законодательства, рассказала Набиуллина, подобный опыт есть в Сингапуре.
Отказывая в проведении операций, банки ориентируются на критерии в законе о противодействии легализации преступных доходов – необычный характер сделки, несоответствие операции экономическим целям, подозрение в уклонении от обязательного контроля и т. д. Кроме закона есть письма ЦБ с сотней признаков, указывающих на необычный характер сделки (например, необоснованная поспешность операции).
Банки блокируют счета все чаще, говорилось в исследовании сервиса «Поток» (входит в «Альфа-групп») за 2017 г., проведенном на основе данных клиентов Альфа-банка, относящихся к малому бизнесу. В 2017 г. число предпринимателей, столкнувшихся с этой проблемой, выросло на 25%, счет был заблокирован почти у каждого десятого такого клиента.
В каких случаях компания рискует попасть в черный список банка
1) запутанный или необычный характер сделки
2) у сделки нет экономического смысла или законной цели
3) сделка не соответствует деятельности компании
4) неоднократное совершение сделок для ухода от финансового контроля
5) отказ предоставить банку запрошенные данные
6) излишняя озабоченность конфиденциальностью сделки и раскрытием данных госорганам
7) предложение клиентом необычно высокой комиссии и пренебрежение более выгодными условиями
8) нестандартно сложный порядок проведения расчетов, отличающийся от обычной практики
9) необоснованная поспешность в проведении операции
10) внесение в ранее согласованную схему операций перед ее началом сильных изменений
11) явное несоответствие операций общепринятой рыночной практике
12) деятельность, связанная с продажей предметов искусства
13) отсутствие информации о клиенте, в том числе банке-корреспонденте, зарегистрированном за рубежом
14) отсутствие информации о клиенте у обслуживающих его банках
15) неоправданные задержки в предоставлении клиентом документов и данных
16) клиент – иностранное публичное должностное лицо, его супруг или родственник
17) клиент действует в интересах общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов или НКО
Источник: ЦБ
Бизнес столкнулся с огромной проблемой – власти требуют от банков, чтобы они наравне с ними осуществляли контроль над всеми операциями клиентов, негодует владелец сети кофеен Алексей Петропольский: «В результате банк вынужден закручивать гайки всем без исключения».
Информацию обо всех отказах банки направляют в Росфинмониторинг, откуда она поступает в ЦБ. Регулятор формирует списки отказников и рассылает их во все банки, об обновлении списков становится известно в течение недели. Первый раз такие списки российские банки получили в июне 2017 г., в них вошла информация с января 2016 г.
Клиент может обжаловать решение о включении его в черный список сначала в банке, затем в созданной весной 2018 г. межведомственной комиссии и в суде. Но клиент не всегда знает, в какой банк обращаться за реабилитацией, кто и за что включил его в список, признает топ-менеджер крупного банка. К середине сентября 2018 г. банки реабилитировали более 6400 клиентов. Сколько всего клиентов в черном списке, Росфинмониторинг не раскрывает. Его представитель и представитель ЦБ не ответили на запрос «Ведомостей».
Формально попадание в черный список не означает автоматического отказа в облуживании, банк все равно обязан рассмотреть заявку на открытие счета. Скорее всего, он проведет выездную проверку, запросит необходимые документы, чтобы убедиться, что бизнес клиента реальный, рассказывает топ-менеджер крупного банка. Но на практике это приговор – почти со 100%-ной вероятностью откажут, говорит Петропольский. Примерно половина из наших клиентов, которым другие банки ранее отказали в проведении операций, ведут реальный бизнес, рассказывает руководитель по управлению комплаенс-рисками в сегменте «малый и средний бизнес» Альфа-банка Наталья Петропавловская.
Большинству клиентов отказывают в проведении платежей, если они не предоставили данные по запросу банка, объясняет начальник управления финансового мониторинга Локо-банка Игорь Дремин. В основном банки сомневаются в нетипичных для клиента операциях, рассказывает директор по развитию UFG Wealth Management Андрей Пожитков: например, компания, занимавшаяся арендным бизнесом, вдруг одолжила человеку крупную сумму. Банк, как правило, требует разъяснений и подтверждающих документов, может заблокировать дистанционное банковское обслуживание, чтобы представитель компании пришел в отделение, это самый действенный способ. Потом банки блокируют счета, могут взимать повышенные комиссии с клиентов при передаче денег в другой банк, рассказывает он. Например, один банк из топ-10 удерживает до 20% суммы с расчетного счета, добавляет Петропольский: «Бизнес оказывается беззащитен, поскольку банк может отказать в обслуживании в одностороннем порядке».
При малейшем подозрении банки «дергают менеджмент», отказывают в операциях, вызывают на беседу, просят документы и подтверждения реальности операции, возмущается президент группы компаний «Диана» (сеть химчисток-прачечных) Дмитрий Несветов: «А помимо отношений с банками это влияет на отношения с ФНС – инспекции тоже очень часто вызывают директоров и учредителей по признакам нарушения формальных критериев». Контрагенты перестают доверять компании, попавшей в черный список, признает Набиуллина.
На реабилитацию бизнеса уходит много времени – случается, что компании по полгода не могут добиться разблокировки средств и получить возможность открывать новые счета, говорит Пожитков. Как правило, приходится создавать новую компанию – это проще, чем разбираться с процедурой исключения из этого списка, подтверждает юрист крупной международной компании.
Запись о клиенте в списке лишь один из многих показателей, учитываемых Сбербанком при принятии решения о том, является операция сомнительной или нет, говорит его представитель. В банке настроены автоматизированные системы и алгоритмы, а конкретные операции изучаются сотрудниками индивидуально с учетом пояснений клиента, добавляет он. Так же поступает и ВТБ: не отказывает автоматически, а анализирует клиента и операцию, начиная от профиля клиента и истории его платежей и заканчивая информацией о контрагенте, говорит представитель банка. Черный список – не основной критерий, подтверждает начальник управления комплаенс-контроля Райффайзенбанка Филипп Хышиктуев. А «Тинькофф банк» и вовсе им не пользуется, допуская, что клиенты могут попасть в список и не являясь нарушителями законодательства, говорит его представитель.
Аудит списка необходим, считает Дремин. Инициатива ЦБ снизит число претензий к бизнесу, уверен старший вице-президент, директор дирекции среднего и малого бизнеса Промсвязьбанка Александр Чернощекин. Но идея требует доработки, осторожен представитель «ФК Открытие»: пока сложно оценить, как скажется ее реализация на банках и какие ресурсы потребуются для этого. Расходы не вырастут, считает представитель «Тинькофф банка»: анализ клиентов в любом случае предполагает их более глубокое изучение. Скорее всего, критерии операций будут сформулированы конкретнее, чтобы банки могли более точечно и оперативно выявлять клиентов, занимающихся отмыванием, предполагает Петропавловская: это вряд ли приведет к значительному увеличению расходов банков.