ЦБ обязал форекс-дилеров предупреждать клиентов о рисках

Им придется сообщать, что прибыльные операции на демо-счете не гарантируют дохода на реальном
Форекс-дилер должен предоставить клиенту максимально полную информацию о себе
Форекс-дилер должен предоставить клиенту максимально полную информацию о себе / Евгений Разумный / Ведомости

Форекс-дилеры будут обязаны раскрывать максимально полную информацию о своей деятельности и предупреждать клиентов о рисках предоставляемых услуг. Такие требования содержатся в базовом стандарте защиты клиентов форекс-дилеров, который вступает в силу с апреля 2019 г. Документ разработала саморегулируемая организация Ассоциация форекс-дилеров (СРО АФД), сегодня его утвердил ЦБ.

Соблюдать требования стандарта должны как форекс-дилеры, так и их агенты. Пока под его действие подпадают только четыре форекс-дилера, у которых есть лицензия регулятора. В декабре ЦБ отозвал лицензии пятерых участников рынка: лицензии лишились «Альпари форекс», «Телетрейд», «Форекс клуб», «Фикс трейд» и «Трастфорекс». Клиенты обращались в российские компании, однако заключали договоры не с ними, а с офшорами, работающими под аналогичным брендом, объяснял регулятор.

Теперь форекс-дилеры не смогут содействовать заключению договоров между клиентом и иностранными финансовыми компаниями, указано в стандарте. Не допускаются и другие недобросовестные практики, указывает ЦБ. Например, форекс-дилер не должен необоснованно расширять спред без изменения ситуации на рынке.

Форекс-дилер должен предоставить клиенту максимально полную информацию о себе: клиент должен знать название компании, состоит ли она в СРО, кто является ее агентами. Кроме того, потребителям должна быть доступна информация о комиссионных сборах и о порядке выплаты компенсаций в случае банкротства и способе защиты их прав – кому должна быть направлена жалоба или обращение для урегулирования спора. На рассмотрение обращения у форекс-дилера есть от 15 до 30 дней.

Компании до заключения договора должны проинформировать клиента о рисках предоставляемых услуг, в том числе о возможных финансовых потерях при заключении отдельных договоров и о расходах на исполнение обязательств. Придется объяснять клиентам и разницу в работе демо- и реального счета, указывая, что при совершении аналогичных операций на реальном счете получение прибыли не гарантировано.

Также базовый стандарт предполагает, что СРО могут проводить «контрольные закупки» и проверять, как форекс-дилер взаимодействует с клиентами. Если СРО выявит нарушения, то акт о проверке должен быть представлен форекс-дилеру для подписи.