Русский ипотечный банк перестал проводить платежи

Он объясняет свои проблемы кампанией негатива в интернете
Банк пишет, что столкнулся с волной негативных публикаций о себе, что «вызвало массовое снятие и вывод денежных средств клиентами банка»
Банк пишет, что столкнулся с волной негативных публикаций о себе, что «вызвало массовое снятие и вывод денежных средств клиентами банка» / Евгений Разумный / Ведомости

Московский Русский ипотечный банк (РИБ) сегодня сообщил о прекращении операционной деятельности. Объявление об этом опубликовано на главной странице его сайта.

Банк пишет, что столкнулся с волной негатива в соцсетях, на форумах и в анонимных Telegram-каналах, что «вызвало массовое снятие и вывод денежных средств клиентами банка». «В сложившейся ситуации осуществлять операционную деятельность банка, в том числе с использованием каналов дистанционного обслуживания, в нормальном режиме не представляется возможным», — говорится в сообщении.

Платежи и переводы в интернет-банке и мобильном приложении недоступны, уточняет банк.

Совет директоров и менеджмент РИБа во взаимодействии с ЦБ вырабатывают меры для восстановления работоспособности. О результатах организация обещает сообщить дополнительно.

«Напоминаем вам, что счета физических лиц общей суммой до 1,4 млн руб. застрахованы в Агентстве по страхованию вкладов. Банк неукоснительно соблюдает требования законодательства о страховании вкладов», — резюмирует банк.

По итогам III квартала Русский ипотечный банк занимал 177-е место по размеру активов в рэнкинге «Интерфакс-100». РИБ был дочерним банком отправленного на санацию Собинбанка, который в 2009 г. продал его физическим лицам.

На 1 октября у него было 8,28 млрд руб. средств вкладчиков. В сентябре оттока не было, следует из отчетности банка. Компании держали в банке 2,78 млрд руб., существенного сокращения также не было: юрлица забрали менее 100 млн руб. По словам контрагента банка, он столкнулся с оттоком средств клиентов уже в ноябре. Отчетность за октябрь и ноябрь пока недоступна.

«Ведомости» направили запрос в ЦБ.

В 2017 г. ЦБ подтверждал, что информационные атаки — слухи об отзыве лицензии — сыграли роль в оттоке вкладов из опорного банка Татарстана «Ак-Барс».

Несколько российских банков, у которых впоследствии действительно были отозваны лицензии, объясняли массовое снятие вкладов и ограничение либо прекращение операционной деятельности информационными атаками. Например, в 2013 г. об этом сообщили Смоленский банк и Банк проектного финансирования, в 2014 г. — «Огни Москвы», «Народный кредит», пермский Экопромбанк и уфимский АФ-банк, в 2016 г. — омский Мираф-банк.

Однако чаще банки объясняют проблемы техническими причинами. Так, в апреле этого года перестал принимать вклады населения Азиатско-Тихоокеанский банк — крупнейший частный банк Сибири и Дальнего Востока. Первоначально он объяснил это обновлением программного обеспечения, но затем ЦБ объявил о его санации. Кроме обычных причин (снижение капитала, нормативов и др.) регулятор отметил, что банк в отделениях продавал населению векселя ООО «ФТК», связанного с финансированием проектов прежнего собственника банка Андрея Вдовина. Дыра в капитале банка составила 2,5 млрд руб.

Без отзыва лицензии в этом году прекратил операции мелкий банк «Новое время». ЦБ аннулировал его лицензию в связи с добровольной ликвидацией.