Технологические «единороги» поспешили на фондовый рынок

Следующий год может стать рекордным по привлеченным в ходе IPO средствам
Рядовые инвесторы наконец смогут сделать ставку на Uber и другие компании, чьи сервисы стали частью их повседневной жизни
Рядовые инвесторы наконец смогут сделать ставку на Uber и другие компании, чьи сервисы стали частью их повседневной жизни / Евгений Разумный / Ведомости

Дорогие стартапы из Кремниевой долины много лет сторонились фондового рынка, но теперь наконец готовятся провести IPO в ближайшие годы. Среди них сервисы по вызову водителей Uber Technologies и Lyft, а также Palantir Technologies, занимающаяся анализом данных. Если эти компании выйдут на биржу, то 2019 г. может стать рекордным по размеру средств, привлеченных на IPO.

Кто собрался?

В середине октября стало известно, что Uber получил предложение от инвестбанков провести IPO в начале 2019 г., а его стоимость, по их оценке, может составить $120 млрд. Компания такого размера может привлечь от размещения $25 млрд. Для сравнения: в разгар бума доткомов в 2000 г. все технологические компании привлекли в совокупности $44,5 млрд на всех биржах США. IPO американской компании может стать крупнейшим с 2014 г., когда китайская Alibaba разместила акции как раз на $25 млрд.

Его конкурент Lyft тоже думает выйти на биржу в начале следующего года.

Он может быть оценен более чем в $15 млрд, сообщила на днях The Wall Street Journal. Palantir, сооснователем которого является известный инвестор Питер Тиль, может провести IPO в 2019 или 2020 г. Его стоимость может достичь $41 млрд. Но планы Palantir еще могут измениться, предупреждают знакомые с ситуацией люди. Кроме того, инвестбанки часто преувеличивают возможную стоимость компаний, чтобы стать андеррайтерами их IPO.

В число других крупных стартапов, которые могут провести IPO в 2019 г., входят корпоративный мессенджер Slack Technologies, сервис доставки еды Postmates, занимающиеся кибербезопасностью CrowdStrike и Cloudflare, а также разработчик ПО для видеоконференций Zoom Video Communications, утверждают источники. Еще не определились со сроками IPO, но потенциально могут провести его в следующем году такие известные компании, как Airbnb и Pinterest, а также китайские гиганты Didi Chuxing Technology и Ant Financial Services. Последняя аффилирована с Alibaba и в этом году была оценена в $150 млрд.

Что произошло?

Всё это свидетельствует о сильном изменении ситуации по сравнению с предыдущими годами. До сих пор многие инновационные компании полагались на деньги частных инвесторов, которые оценили их в миллиарды долларов (стартап стоимостью более $1 млрд называют «единорогом»); это позволяло расширять бизнес вдали от пристального внимания инвесторов и аналитиков. Эти инвестиции по-прежнему доступны, но стартапы изменили свое отношение к фондовому рынку, глядя на продолжающееся ралли и возможность разместить бумаги на ликвидном рынке.

Для обычных инвесторов это означает, что они наконец смогут сделать ставку на Uber и другие компании, чьи сервисы стали частью их повседневной жизни. Инвестиции в эти стартапы до сих пор были недоступны для них, при том что их стоимость резко выросла.

Стремление компаний выйти на фондовый рынок может объясняться боязнью упустить благоприятную возможность, если они решат подождать еще год, считают банкиры и юристы. Более того, нет гарантий, что даже компании, планирующие провести листинг в 2019-2020 гг., смогут сделать это, так как рынок IPO очень нестабилен и чувствителен к ситуации в экономике и на фондовом рынке. Помимо риска замедления экономического роста есть вероятность снижения спроса на акции выходящих на биржу компаний, когда начнется волна IPO. Кроме того, в последнее время котировки акций многих технологических гигантов снизились.

10 стартапов, которые выросли в технологических гигантов

Новый пузырь?

Эйфория может выглядеть признаком того, что рынок достиг пика, напоминая 2000 г. Хотя нынешние кандидаты на проведение IPO не похожи на представителей бума доткомов, когда компании выходили на биржу спустя всего несколько месяцев после создания и привлекали относительно маленькие суммы. По данным Dow Jones VentureSource, в 2000 г. IPO провели 213 стартапов, пользовавшихся поддержкой венчурных инвесторов и они привлекли около $20 млрд.

Еще в прошлом году банкиры, инвесторы и руководители стартапов сомневались, смогут ли такие компании, как Uber, оправдать на публичном рынке свою высокую стоимость. Теперь многие банкиры говорят этим компаниям, что они могут стать еще дороже. Так, Uber во время последнего раунда финансирования в августе был оценен в $76 млрд, что намного меньше $120 млрд, о которых идет речь перед IPO. То же самое касается Lyft и Cloudflare, утверждают знакомые с ситуацией люди.

«Если дела у вашей компании идут хорошо, то чего же ждать?» – говорит Марк Ханто из Deutsche Bank. По его словам, у многих крупнейших стартапов по-прежнему большой потенциал роста, но в конечном итоге он сократится.

В этом году инвесторы активно скупали акции выходящих на рынок компаний. По данным Dealogic, 201 компания привлекла $54 млрд на IPO в США, из них 47 технологических компаний – $17,8 млрд. Оба показателя уже выше, чем по итогам всего года в 2015 г., 2016 г. и 2017 г. Но, возможно, еще важнее то, что акции технологических компаний во время IPO были оценены в среднем на 9% выше предложенного диапазона и даже после этого в первый день торгов они дорожали в среднем на 28%, согласно Dealogic.

Об уверенности технологических компаний в перспективах роста своих акций также свидетельствует то, что они рассчитывают затем продать дополнительные акции по более высокой цене. По данным Dealogic, в этом году на IPO они размещали, в среднем, только 17% акций, что является историческим минимумом. Зато во время доразмещений привлекли уже более $21 млрд и могут установить рекорд для таких сделок с 2000 г.

Инвесторы пока мало обращают внимание на то, что у этих компаний маленькая — если вообще есть — прибыль. Как показало исследование Джея Риттера, профессора финансов Университета Флориды, 80% всех компаний, что провели IPO в США с января по сентябрь 2018 г., в предыдущие 12 месяцев были убыточными. Это рекордная доля.

Перевел Алексей Невельский