Сбербанк останется в «Базэл аэро»
Дело не в санкциях – просто актив хорошийСбербанк больше не продает свои 20% минус 1 акция в холдинге «Базэл аэро» – этот актив больше не на рынке, рассказал «Ведомостям» топ-менеджер крупного аэропорта. Информацию подтвердил человек, близкий к «Базовому элементу» Олега Дерипаски. Этому холдингу принадлежат 50% плюс 1 акция «Базэл аэро», 30% – у сингапурской Changi (владеет и управляет аэропортом Сингапура).
Сбербанк не менее полутора лет искал покупателя, активное участие в поиске принимал сам «Базовый элемент», рассказывали собеседники «Ведомостей», с одним претендентом переговоры дошли до продвинутой стадии.
Особенно ценен аэропорт Сочи, соглашается топ-менеджер крупного аэропорта: олимпийское наследие реально работает, город развивается как круглогодичный курорт – зачем продавать?
Аэропорт Сочи в 2016 г. стал пятым в России по пассажиропотоку – после трех московских и «Пулково» – и удерживает эту позицию. В январе – августе нынешнего года он принял 4,4 млн пассажиров, а все три аэропорта холдинга – 8,3 млн.
В выходе Сбербанка из аэропортового холдинга были заинтересованы прежде всего остальные акционеры «Базэл аэро», говорили собеседники «Ведомостей», банк купил эту долю в 2012 г. за $120 млн, это акции привилегированные, деньги, уплаченные за них, классифицировались как внутренний заем, за него «Базэл аэро» платил Сбербанку 12% годовых. Условия обременительные, но в момент сделки в 2012 г. у «Базового элемента» не было выбора, объясняли собеседники «Ведомостей»: надо было срочно завершать реконструкцию аэропорта Сочи к Олимпиаде.
Сбербанк продавал дорого, поэтому его пакет не купил сам «Базовый элемент», говорил сотрудник холдинга.
24 августа 2018 г. акционеры кипрской «Transport AMD – 2» (головная компания холдинга «Базэл аэро»), по данным кипрского реестра, заключили новое акционерное соглашение: привилегированные акции Сбербанка будут конвертированы в обычные той же номинальной стоимости, если Сбербанк не предъявит компании весь пакет или часть его к выкупу.
Банк конвертирует свои акции в обыкновенные, уверяет человек, близкий к «Базовому элементу». Представители «Базового элемента» и Сбербанка от комментариев отказались. Период выплат на пакет Сбербанка составлял пять лет (с лета 2012 г.), говорится в новом соглашении, Сбербанку не было смысла дальше оставаться привилегированным акционером.
«Аэропорты Краснодара и Сочи– ключевые элементы авиационной инфраструктуры юга России, спрос на участие в их капитале должен быть высоким, – говорит аналитик АКРА Александр Гущин. – Но есть санкционная история (с апреля Дерипаска и его компании, в том числе «Базовый элемент», внесены в американский санкционный список. – «Ведомости»), она могла отразиться на переговорах с новыми инвесторами, поэтому состав акционеров холдинга и не изменился».
«Аэропорты юга – перспективный и дорожающий актив, там растет трафик, а государство озабочено развитием Краснодарского края, – соглашается аналитик «Атона» Михаил Ганелин. – Но санкции действительно могли повлиять на решение Сбербанка, покупатель мог требовать дисконта за санкционные риски». По показателям 2017 г., даже без учета значительных остатков денег на счетах «Базэл аэро», совокупный бизнес трех аэропортов Гущин оценивает в 50 млрд руб.
По данным «СПАРК-Интерфакса», общая выручка трех аэропортов в 2017 г. по РСБУ составила 9,4 млрд руб., чистая прибыль – 3,2 млрд. Средства на их счетах достигали 9,6 млрд, а банковский долг был 5,2 млрд руб.