Кому принадлежит компания, забравшая активы Минца и Блажко
Владельцами RT&I оказались тезка бизнесмена, давшего $2 млн на следственный эксперимент с Улюкаевым, и бывший менеджер ГК «Регион»В пятницу кипрская Riverstretch Trading & Investments (RT&I), О1 Group и ФГ «Будущее» объявили о завершении передачи активов владельца O1 Group Бориса Минца. RT&I получила O1 Properties и ФГ «Будущее», владеющие соответственно офисами класса А и пенсионными фондами «Будущее», «Телеком союз», «Социальное развитие» и «Образование». Активы достались компании за долги O1 Group: группа была должна Московскому кредитному банку, который переуступил долги своему акционеру концерну «Россиум» Романа Авдеева, а тот затем переуступил этот долг RT&I. Сейчас RT&I проводит оценку операционной деятельности, актуализирует стратегии O1 Properties и НПФ, сказано в совместном заявлении компаний.
В нем впервые назван руководитель российского представительства RT&I. «Ведомости» нашли еще несколько важных фактов о загадочном собирателе активов Бориса Минца и основателя «Донстроя» Максима Блажко – несколько его объектов также достались RT&I. Участники рынка называли эту компанию дружественной «Роснефти» и ГК «Регион».
Кому принадлежит RT&I
RT&I была основана на Кипре в 2007 г., но «с самого начала деятельности имеет официальное представительство в России». Сферой своей деятельности компания называет девелопмент и недвижимость.
По данным кипрского реестра, владельцем RT&I является российское ООО «Бизнестраст». Конечные владельцы этого ООО – Павел Ващенко (90%) и Валерий Михайлов (10%), следует из ЕГРЮЛ.
Ващенко, по данным СПАРК на 2011 г., был владельцем 25% ООО «Регион портфельные инвестиции». В декабре 2010 г. УК «Портфельные инвестиции», подконтрольная «Роснефти», была продана группе компаний «Регион». Гендиректор УК Алексей Аболяев называл среди новых собственников УК председателя совета директоров «Региона» Сергея Сударикова и руководителя департамента операций с акциями Павла Ващенко, получивших по 25% «Портфельных инвестиций». Связаться с Ващенко не удалось.
Спонсор эксперимента
Валерий Александрович Михайлов владеет не только долей в RT&I. По данным СПАРК на декабрь 2013 г., он был руководителем ООО «Дворец великого князя Михаила Михайловича Романова». В 2011 г. оно купило дворец, построенный в Санкт-Петербурге для внука Николая I. Спустя год комплекс дворца был выставлен на продажу, а в апреле 2014 г. его приобрел «Регион лизинг». Еще через полгода собственником здания стало ООО «РН-трейдинг», аффилированное с «Роснефтью».
Кроме того, человек с таким же именем, фамилией и отчеством, как у совладельца RT&I, предоставлял деньги на оперативный эксперимент, в ходе которого руководитель «Роснефти» Игорь Сечин передал $2 млн министру экономического развития Алексею Улюкаеву. Об этом писал РБК со ссылкой на показания «прикомандированного» к госкомпании генерала ФСБ Олега Феоктистова. Он говорил, что попросил деньги для передачи министру у знакомого предпринимателя, передавало BBC со ссылкой на стенограмму судебного заседания.
Улюкаев был задержан на парковке у офиса «Роснефти» в ноябре 2016 г. В декабре 2017 г. уже бывший министр был признан виновным в получении этой взятки и приговорен к восьми годам лишения свободы. Все это время деньги хранились в качестве вещественного доказательства. Лишь 29 июня Замоскворецкий суд Москвы постановил вернуть эти деньги Феоктистову. Впрочем, защита Улюкаева это решение обжаловала.
Михайлов из RT&I и Михайлов – спонсор оперативного эксперимента – один и тот же человек, сказали «Ведомостям» близкий к одной из сторон сделки человек и знакомый Михайлова.
«Ни подтвердить, ни опровергнуть идентификацию [совладельца RT&I] В. А. Михайлова с В. А. Михайловым из материалов судебного дела мы не можем», – сообщил представитель RT&I. «Людей с такой фамилией и инициалами в стране более 70 000, к нашему бизнесу это не имеет никакого отношения, поэтому подобной идентификацией мы не занимались и заниматься не собираемся», – сказал он.
Представитель «Роснефти» от комментариев отказался. Адвокат Улюкаева Тимофей Гриднев не смог прокомментировать, тот ли это Михайлов.
Кто управляет RT&I
Российское представительство RT&I с 2015 г. возглавляет 43-летний Алексей Мазин, говорится в совместном заявлении. Мазин учился, начинал карьеру и долго работал в Казахстане. Выпускник Казахской государственной академии управления (бакалавр в финансах), он в разные годы работал в офисах Freight One и Ernst & Young в Алма-Ате, затем был финансовым менеджером в Fabric Venturers Group of Companies (Великобритания). В 2000–2004 гг. был вице-президентом Talan Group, затем год проработал исполнительным директором специализирующейся на девелопменте земельных участков компании A-Realty.
В 2005–2007 гг. Мазин был руководителем проекта Sky city и членом правления девелоперской инвестиционной компании «Сибакадеминвест», принадлежавшей банкиру Игорю Киму.
Мазин также был связан с группой «Регион». В 2011–2014 гг. он был заместителем директора департамента по работе с недвижимостью ИК «Регион».
Представители ФСБ, ЦБ и ФАС не ответили на вопросы «Ведомостей».
Что еще досталось RT&I
Помимо O1 Properties и ФГ «Будущее» RT&I достались и другие активы. Еще в 2016 г. компания выкупила долги Блажко перед Сбербанком на $600 млн. Залогами по этим кредитам выступали бизнес-центр Nordstar Tower на Беговой и торгово-развлекательный центр «Щука» у ст. м. «Щукинская».
Проблемы с обслуживанием кредитов у структур Блажко возникли в связи с тем, что основной арендатор Nordstar Tower – «Роснефть» захотела пересмотреть условия договора и, как рассказывал один из знакомых Блажко, перестала оплачивать аренду помещений.
Осенью 2017 г. RT&I подала заявление в Следственный комитет в отношении Блажко. Было открыто уголовное дело по факту злоупотребления полномочиями (арендная плата от «Щуки» шла не основному кредитору, а на счета в других банках), а сам бизнесмен помещен под домашний арест. После этого стороны договорились о мировом соглашении. И Nordstar Tower, и «Щука» были переданы RT&I в счет погашения долга. Тем не менее RT&I продолжает оставаться кредитором Блажко: в рамках его банкротства она подала требования на 805 млн руб. Как образовался этот долг – не известно. RT&I также основной претендент еще на один актив Блажко – проект многофункционального комплекса на 267 000 кв. м на Звенигородском шоссе, говорил один из его знакомых и источник, близкий к его кредиторам.
Какие активы еще есть у RT&I – в совместном заявлении компаний не указано. Представитель RT&I не ответил на этот вопрос «Ведомостей».-