ВТБ выбрал руководителя банка «Возрождение»

Его может возглавить член правления госбанка Геннадий Солдатенков
ВТБ скупил уже много банков, некоторые из них переварил с трудом, говорит бывший замминистра финансов Алексей Саватюгин
ВТБ скупил уже много банков, некоторые из них переварил с трудом, говорит бывший замминистра финансов Алексей Саватюгин / Максим Стулов / Ведомости

ВТБ объявил, что ведет переговоры о приобретении банков. «Мы действительно находимся сейчас в переговорах по приобретению некоторых банковских организаций», – сообщил в ходе телеконференции старший вице-президент госбанка Дмитрий Пьянов. По его словам, пока они не завершились «подписанием юридически значимых документов».

Мастер «Возрождения»

Первый в очереди – «Возрождение». В июне о его возможной покупке объявил председатель правления ВТБ Андрей Костин – по его словам, госбанк проявил интерес к сделке по просьбе ЦБ. После санации Промсвязьбанка, бенефициарами которого были братья Дмитрий и Алексей Ананьевы, ЦБ предписал им снизить долю в «Возрождении». Быстро сделать это не удалось: срок предписания истекал в марте этого года, но затем он был продлен до июня. После санации Промсвязьбанка братья разделили активы: банковский бизнес остался у Дмитрия Ананьева. От его лица переговоры о продаже «Возрождения» и сделку ведет фонд Bonum Capital.

ВТБ уже выбрал руководителя для «Возрождения»: его вскоре может возглавить член правления ВТБ Геннадий Солдатенков, говорит человек, знающий это от менеджеров как ВТБ, так и «Возрождения». Планируется, что Солдатенков сменит на посту предправления «Возрождения» Марка Нахмановича, указывает он. Телефон Нахмановича вчера вечером был выключен. О том, что «Возрождением» будет руководить Солдатенков, знает еще один собеседник «Ведомостей», близкий к этому банку.

Солдатенков с 2011 по 2015 г. работал первым зампредом правления Банка Москвы после того, как его купил ВТБ. А после его присоединения к госбанку он возглавил БМ-банк, на балансе которого остались проблемные активы Банка Москвы. С конца 2016 г. Солдатенков входит в правление ВТБ.

ВТБ не комментирует «вероятные кадровые назначения» до решения о покупке «Возрождения», параметры которой еще обсуждаются, говорится в ответе госбанка. Представитель «Возрождения» на запрос не ответил.

Охотник за банками

Речь идет не только о покупке «Возрождения», но и о других банках, уточнил Пьянов, но называть их не стал. Его коллега – зампред правления ВТБ Анатолий Печатников рассказывал, что в этом году ВТБ собирался приобрести здоровые региональные банки, в частности, в Тюменской области и Поволжье. ВТБ долгое время вел переговоры о покупке тюменского Запсибкомбанка, но пока они ни к чему не привели.

14%
такова доля ВТБ в активах банковской системы

1,7%
такую долю от активов ВТБ занимают активы «Возрождения»

Сейчас очень неопределенное время на рынке из-за возможных санкций и потому нецелесообразно тратить дорогой капитал на приобретение нового актива, считает аналитик BCS Global Markets Елена Царева. Острой необходимости для ВТБ в покупке банков она не видит, учитывая, что у самого госбанка есть практически все виды бизнеса. Царева не исключает, что ВТБ хочет усилить позиции в конкретном регионе или добавить технологические решения. С другой стороны, хорошие активы вряд ли будут стоить дешево, а развивать компетенции иногда проще внутри группы, чем через покупку.

«ЦБ и ФАС высказывались против увеличения доли госбанков на рынке, – напоминает аналитик Fitch Александр Данилов. – Так что не думаю, что речь идет о потенциально крупном приобретении». Например, «Возрождение» не очень большой банк. Сам же ВТБ настолько крупный, что любые приобретения, если это не банки из первой десятки, не окажут существенного влияния на его бизнес.

ВТБ скупил уже много банков, некоторые из них переварил с трудом, говорит бывший замминистра финансов Алексей Саватюгин, входивший в наблюдательный совет госбанка. Тем более совсем недавно произошло слияние с «ВТБ 24», в ближайшее время может быть закрыта сделка с «Возрождением», перечисляет он. «Такая агрессивная скупка плохо лежащих активов может быть оправданна с точки зрения самой банковской группы, но с социальной и макроэкономической – вряд ли», – заключил Саватюгин.