Минфин хочет засекретить данные о попавших под санкции акционерах инвестфондов и УК ПИФов

Ранее ЦБ предложил засекретить информацию о попавших под санкции акционерах банков
Минфин пытается оградить от санкционных рисков УК и инвестфонды, близкие к госбанкам и госкомпаниям либо к лицам, указанным в санкционных списках
Минфин пытается оградить от санкционных рисков УК и инвестфонды, близкие к госбанкам и госкомпаниям либо к лицам, указанным в санкционных списках / Максим Стулов / Ведомости

Минфин хочет разрешить инвестиционным фондам и управляющим компаниям паевых инвестиционных фондов (УК ПИФов) не публиковать информацию о своих владельцах – физических и юридических лицах, попавших под санкции. Такая норма содержится в проекте постановления правительства, разработанном министерством. Документ опубликован на портале проектов нормативных актов и сейчас проходит этап общественных обсуждений.

Ранее ЦБ предложил засекретить информацию о попавших под санкции совладельцах банков, а также ограничить доступ к данным отчетности, которые позволяют сделать вывод о работе банка в Крыму. Также регулятор засекретил список кредитных организаций, работающих с гособоронзаказом.

Согласно постановлению ЦБ некредитные финансовые организации, в том числе инвестфонды и УК ПИФов, должны раскрывать состав акционеров и список лиц, под контролем либо значительным влиянием которых они находятся, на своих сайтах. Эти данные должны быть опубликованы до 2 июля 2018 г.

Минфин пытается оградить от санкционных рисков УК и инвестфонды, близкие к госбанкам и госкомпаниям либо к лицам, указанным в санкционных списках, говорит партнер адвокатского бюро ЕМПП Олег Бычков. Однако у некоторых компаний аффилированность с материнскими структурами указана уже в названии, более того, ее можно проследить по отчетности, если она публикуется, замечает он. «У УК есть и другой способ попытаться уйти от санкционных рисков – например, создать новую УК, не раскрывая структуру собственников, – рассуждает он. – В то же время в рамках процедур комплаенса факт наличия акционера/участника УК, являющегося участником санкционного списка, будет легко обнаружить».

У УК и фондов, совладельцы которых попали под санкции, могут возникать сложности с доступом к финансовым рынкам, говорит директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин, правительство, закрыв сведения об акционерах, хочет эти сложности нивелировать.

Информация об акционерах запрашивается в рамках различных процедур установления отношений с контрагентами, в том числе зарубежными, замечает президент «Финама» Владислав Кочетков. Скорее всего сокрытие этих данных приведет к тому, что многие компании откажутся от работы с такими УК, прогнозирует он. При этом США и ЕС могут пользоваться для принятия решения о введении санкций не только открытыми источниками, но и существенно большим объемом информации, добавляет Кочетков.

Прозрачность рынка останется на прежнем уровне, считает начальник отдела по работе с клиентами инвесткомпании «Церих кэпитал менеджмент» Сергей Королев, доля попавших под санкции российских физических и юридических лиц невелика.

Уменьшение транспарентности и ограничения на распространение рыночной информации – это всегда негативный фактор для любого нормального рынка, замечает директор по инвестициям «Питер траста» Михаил Алтынов. Но эффект для российского рынка будет не таким значимым, добавляет он, российский рынок недостаточно развит, а УК и паевые фонды занимают не такую большую долю и массового частного инвестора у них так и не появилось.

Представители ЦБ и Минфина не ответили на запрос «Ведомостей», их коллега из Национальной ассоциации участников фондового рынка (отраслевая саморегулируемая организация) не стал отвечать на вопросы «Ведомостей». Представители крупных УК компаний и инвестбанков, владеющих таковыми, – «ВТБ капитала», «Сбербанк управление активами», БКС и «Атона» – не стали комментировать проект. В «Газпромбанк – управление активами» не ответили на запрос «Ведомостей».