ЦБ не отдаст тарифы ОСАГО на откуп страховщикам

Даже после либерализации обязательной «автогражданки» ЦБ продолжит устанавливать предельную стоимость полиса
Пока ОСАГО остается убыточным для страховщиков, компании вынуждены уходить из проблемных регионов
Пока ОСАГО остается убыточным для страховщиков, компании вынуждены уходить из проблемных регионов / Андрей Гордеев / Ведомости

Даже после либерализации тарифов ОСАГО Центробанк продолжит устанавливать предельную стоимость полиса, сообщила вчера председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Повышать гибкость тарифов ОСАГО и проводить их либерализацию регулятор будет постепенно – это может занять 3–5 лет, добавила она. При этом верхний потолок тарифа останется, следует из ее слов.

Развивать конкуренцию нужно в разных регионах, сказала Набиуллина, заметив, что уже сейчас в регионах, где работает много страховых компаний, тариф ОСАГО «ниже верхней границы».

Сейчас тарифный коридор, внутри которого компании самостоятельно определяют стоимость полиса ОСАГО, составляет 3432–4118 руб. Но до конца лета ЦБ намерен его расширить на 20% вверх и вниз, в результате чего тарифный коридор составит 2746–4942 руб. После изменения тарифов средняя стоимость полиса ОСАГО вырастет с 5800 до 7000 руб., говорил ранее зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Страховщикам это принесет около 15 млрд руб. премий и сделает этот вид безубыточным для них, рассказывал он.

Пока ОСАГО остается убыточным для страховщиков, компании вынуждены уходить из проблемных регионов, сказала Набиуллина. Тем не менее ЦБ удалось частично решить проблему доступности полисов в регионах, однако назвать положение на этом рынке стабильным по-прежнему нельзя, признала она. Основная доля жалоб на ОСАГО сейчас – коэффициенты бонус-малус (система скидок и надбавок за безаварийную езду. – «Ведомости»), рассказала Набиуллина.

Минфин поддерживает либерализацию тарифов в течение 3–5 лет, но настаивает на полной свободе тарифов от государственного регулирования. «Закон предписывает, что ЦБ должен определять коридор. Мы считаем, что коридор должен поэтапно расширяться, пока мы не придем к полной отмене коридора и полной либерализации тарифов», – говорил замминистра финансов Алексей Моисеев.

У страховщиков хватит запаса прочности для постепенной либерализации тарифа ОСАГО «с полным освобождением тарифа к 2023–2025 гг.», говорит президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. При этом он отмечает, что страховое сообщество рассчитывало на более быструю либерализацию ОСАГО. Рынок ожидал увидеть либерализацию ОСАГО в течение максимум трех лет, указывает гендиректор «РЕСО-гарантии» Дмитрий Раковщик. Он говорит, что никогда не верил в полный отказ от госрегулирования тарифов ОСАГО до тех пор, пока этот вид будет считаться обязательным: «Иначе для убыточных клиентов – такси и общественного транспорта – стоимость полиса стала бы запредельной».

ЦБ хочет подстраховаться, считает управляющий директор Национального рейтингового агентства Павел Самиев. Без сохранения предельной базовой ставки тарифа стоимость ОСАГО в убыточных регионах может серьезно возрасти, тогда ЦБ уже не сможет взять под контроль этот социально значимый вид страхования, говорит он. «Регулятор хочет оставить за собой право этого не допустить», – согласна директор страховой аналитической группы Fitch Анастасия Литвинова. Юргенс заявление ЦБ о контроле за максимальным тарифом ОСАГО считает обоснованным, так как этот вид социально значимый и будет оставаться таким всегда.

Пока страховщики, Минфин и ЦБ обсуждают будущую либерализацию тарифов, ОСАГО начало терять часть страхователей. Число проданных полисов в I квартале 2018 г. сократилось по сравнению с январем – мартом 2017 г. на 1,3% до 7,9 млн полисов. Премии по ОСАГО упали еще сильнее – на 4,6% до 46 млрд руб., следует из данных ЦБ. При этом продажи новых автомобилей растут. В I квартале 2018 г. продано 392 900 автомобилей – на 21,7% больше, чем в I квартале 2017 г., сообщала Ассоциация европейского бизнеса.

Ситуация, когда заметно упало количество проданных полисов ОСАГО, уже была в 2015 г. Тогда ЦБ повысил тарифы и от покупки обязательных страховок отказались 2,78 млн автомобилистов (данные РСА). Часть ушедших из системы ОСАГО автовладельцев начали пользоваться поддельными полисами.

Пока ОСАГО остается убыточным для страховщиков, компании вынуждены уходить из проблемных регионов