Как прошло собрание акционеров Сбербанка
Репортаж корреспондентов «Ведомостей»В Москве на ул. Вавилова, 19, в пятницу прошло годовое общее собрание акционеров Сбербанка. На собрании акционеры утвердили дивиденды за 2017 г. в размере 12 руб. (как на обыкновенную акцию, так и на привилегированную). Это 36,2% чистой прибыли банка по МСФО за 2017 г., или 271 млрд руб. Из них около половины (135,5 млрд руб.) придется на долю основного акционера госбанка – Центробанка.
На собрании также был избран новый состав наблюдательного совета банка. В него не вошли новый председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, бывший зампред Центробанка, возглавляющий сейчас банковскую ассоциацию «Россия», Георгий Лунтовский и советник ректора Высшей школы экономики Мартин Гилман. Вместо них акционеры избрали зампреда правления Сбербанка Беллу Златкис, главного аудитора ЦБ Валерия Горегляда и ректора Сколковского института науки и технологий Александра Кулешова.
Что показывал Сбербанк на собрании и о чем говорили акционеры - в репортаже «Ведомостей».
Роботы, булочки и книги
В этом году акционерам Сбербанка на регистрации выдают бумажные пропуска вместо бейджей. Их, правда, нигде предъявить не просили.
В кулуарах собрания в этом году представлены два робота. Один считает наличные деньги и может за год пересчитать купюры весом в 90 т. Сотрудник Сбербанка объяснил, что сейчас в отделениях банка наличные считают вручную, а этот робот в будущем освободит людей от монотонной работы. Второй робот антропоморфный и зовут его Федор, он умеет переставлять коробки.
Угощает Сбербанк в этом году выпечкой, но она, как обычно, быстро разлетается. Помимо угощений акционеры могут взять одну из трех книг из «Библиотеки Сбербанка»: «Лидер и его племя», «Отношение определяет результат» и «Бережливые инновации».
На собрании акционеров многолюдно, хотя год от года на него ходит все меньше людей. В зале, где проходит собрание, свободных мест не осталось.
Собрание акционеров началось в 10 утра мск. Как обычно, его открыл председатель наблюдательного совета госбанка Сергей Игнатьев. Он зачитал повестку: акционерам предстояло утвердить годовую отчетность, назначить аудитора банка, избрать наблюдательный совет и ревизионную комиссию и др.
Далее акционерам представили мобильное приложение, которое Сбербанк создал специально для годового собрания акционеров. В нем акционеры могли посмотреть материалы к собранию и проголосовать по вопросам повестки, посмотреть прямую трансляцию и задать вопрос выступающим. Кроме того, Сбербанк предложил пройти опрос «об удовлетворенности правами акционеров». Поучаствовать в опросе могли и те, кто акционером госбанка только хочет стать.
Ставки по ипотеке
Представитель Сбербанка сообщил, что кворум имеется - 75,76% от общего числа голосов. После этого президент Сбербанка Герман Греф показал традиционный видеоролик - о плюсах и минусах прошедшего года: рецессия закончилась, но санкции не сняли, а в банковском секторе ситуация все еще напряженная: каждый 12-й банк потерял лицензию, а три из крупнейших были санированы.
Герман Греф отметил, что 2017 г. был для банка очень удачным и особенным. Сбербанк реализовал свою стратегию на 2015-2018 гг. на год раньше и принял новую стратегию на следующие три года. О том, что прошедший год был удачным, свидетельствует и финансовый результат (749 млрд руб., +38%). «Что-то мне подсказывает, что следующие годы будут не хуже», - добавил Греф.
В середине января Греф прогнозировал, что 2018 г. станет рекордным с точки зрения выдачи ипотеки и спроса на жилье. В марте он уточнял, что Сбербанк, занимающий более половины рынка ипотеки в России, может снизить ставки по ней до 7% в течение двух лет. Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию 1 марта говорил, что среднюю ставку по ипотеке в России необходимо снижать и дальше — до 7-8%. Российский лидер уточнял, что низкая инфляция дает возможности для развития российской экономики, включая снижение стоимости ипотеки.
После того как Греф объявил, что наблюдательный совет рекомендует выплатить дивиденды в размере 271 млрд руб., или 12 руб. на одну акцию, в зале раздались аплодисменты.
Как и в прошлом году, на экраны рядом со сценой выводилась прямая трансляция из отделений Сбербанка в регионах. На этот раз из Москвы, Ярославля, Тюмени, Новосибирска, Екатеринбурга и др. Судя по трансляции, очередей в отделениях нет.
Сервисы и люди
Чтобы долго не рассказывать о своей стратегии до 2020 г., Сбербанк показал акционерам видеоролик. Выйти на новый уровень конкурентоспособности, дающий возможность конкурировать с глобальными технологическими компаниями, оставаясь лучшим банком для населения и бизнеса, - так звучит цель стратегии Сбербанка до 2020 г.
Важнейший приоритет - возможность использования дистанционных каналов обслуживания, ими уже пользуются 2/3 клиентов, рассказывает Греф. Важная задача для Сбербанка - перевести 100% услуг в онлайн-сервисы. Греф говорит об услуге, позволяющей совершать операции 24/7 для малого бизнеса. Ее Сбербанк запустил в прошлом году: «Мы заметили, что 33% клиентов используют сервисы за пределами рабочего дня - рано утром, вечером или в выходные».
«Еще один наш приоритет, самый главный наш приоритет - это люди. На российском рынке, наверное, самая больная и самая сложная проблема, - посетовал президент госбанка. - Высококвалифицированных специалистов, которые способны решать задачи масштаба Сбербанка, найти, к сожалению, невозможно, просто аналогов нашей компании по масштабу не существует».
Триллион акционерам и бизнес в Турции
После этого Греф переходит к вопросу выплат акционерам. «Мы поставили себе цель за три года выплатить вам, нашим акционерам, дивиденды в размере 1 трлн руб.», — заявил он. Шансов потерпеть неудачу — ноль, обещает Греф.
На собрании президент Сбербанка затронул и тему продажи бизнеса в Турции - дочернего Deniz bank. «Нам было очень жаль, для меня это было очень тяжелое решение, мы прожили с Deniz bank 5 лет, прошли сложные времена», — заявил Греф, рассказывая о продаже банка. Но в условиях санкций Сбербанк не может полноценно развивать Deniz bank — после серьезных размышлений госбанк принял решение о продаже, пояснил Греф. Сделка была воспринята рынком, аналитиками и инвесторами с пониманием — она позволит досрочно улучшить все показатели по капиталу, отметил он.
Кстати, Герман Греф в этот раз не в корпоративном галстуке Сбербанка зеленого цвета, а в малиново-фиолетовом. Его заместители Максим Полетаев и Александр Морозов — в зеленых.
«Домклик» и DocDoc
Греф вышел на связь с центром ипотечного кредитования Сбербанка. По другую сторону - клиент Сбербанка Игорь Николаевич. Он рассказывает, что оформляет уже вторую ипотеку в жизни его семьи - они с женой покупают квартиру в Москве на вторичном рынке. Для оформления первой ипотеки потребовался целый портфель документов, сейчас все проще, говорит Игорь Николаевич. Он хвалит сервис «Домклик», хотя Греф о сервисе напрямую его ничего не спрашивал.
Греф благодарит Игоря Николаевича и его жену Анечку и желает семье счастья в новой квартире. Он подчеркивает, что все, что сейчас увидели акционеры, - никакая не постановка.
Рассказывая о проекте по телемедицине DocDoc, Греф отметил, что наибольшей популярностью у клиентов сервиса пользуется видеосвязь с врачами, но популярны также и чаты — много вопросов по уходу за детьми, о кожных высыпаниях и проч. Среди врачей наибольшей популярностью пользуются кардиологи.
Греф снова выходит на связь - на этот раз с Инной из Екатеринбурга. Она выпускница проекта «Бизнес класс» по обучению предпринимателей, который делает Сбербанк вместе с Google. Инна рассказывает, как ей удалось выстроить свой бизнес по производству одежды благодаря проекту. Она благодарит лично Грефа и Сбербанк.
В ответ Греф напоминает, что хотя Google и сотрудничает со Сбербанком, но остается его конкурентом и конкурентом бизнеса Инны. Он показывает толстовку Google, рукав которой является консолью управления, и обещает подарить ее Инне.
В завершение Греф снова показывает видеоролик. В нем рассказывается об эксперименте, в котором участвует мама двоих детей. Цель эксперимента - сделать так, чтобы человек тратил как можно меньше времени на рутинные проблемы, объясняет один из героев ролика. Для решения ежедневных проблем героине ролика предлагают использовать сервисы Сбербанка - переводить деньги няне по sms, настроить автоплатежи для оплаты коммунальных услуг, искать новую квартиру через «Домклик», установить DocDoc, чтобы избежать походов в поликлинику. В конце ролика показано будущее: наступил 2020 г., участница эксперимента, гуляя по улице, заказывает у голосового помощника «Сбер» доставку продуктов на дом.
После того как Греф закончил выступление, люди стали покидать зал — появились свободные места.
Что беспокоит акционеров Сбербанка
Один из миноритариев, выступая на сессии, предоставленной для слова акционеров, выразил обеспокоенность инициативами Агентства по страхованию вкладов (АСВ) по повышению страховых выплат. Он считает, что таким образом нарушаются принципы страхового подхода. Сбербанк платит за проблемные банки, в том числе из кармана миноритарных акционеров. «Считаю, что это неправильно», — подытожил он.
Сам Сбербанк свою позицию еще не озвучивал — вчера стало известно, что страховые выплаты могут вырасти в отдельных случаях с 1,4 млн руб. до 10 млн руб.
Еще один акционер вынес на сцену картину, сказав, что на ней нарисован Сбербанк. Он подарил ее Грефу.
Один из выступающих акционеров пожаловался на скудность питания в этом году — еды на всех не хватало. Попросил Сбербанк больше не экономить на еде, отметил, что это сказывается на здоровье людей.
На собрании акционеров также выступил уволенный сотрудник Сбербанка. Он назвал свое увольнение незаконным и спросил, готов ли Греф встретиться с ним. Греф на это ответил отказом и предложил написать ему письмо или обратиться в отдел кадров. Попросил не злоупотреблять и других выступающих временем проведения собрания.