Страховщики хотят уменьшить выплаты по ОСАГО за счет старых запчастей

Сейчас закон это запрещает
Старая запчасть ОСАГО не портит
Старая запчасть ОСАГО не портит / Андрей Гордеев / Ведомости

Российский союз автостраховщиков (РСА) просит Центробанк разрешить использовать стоимость бывших в употреблении запчастей при расчете ущерба по ОСАГО. Об этом говорится в письме РСА, направленном в начале февраля в ЦБ («Ведомости» с ним ознакомились, представитель союза подлинность письма подтвердил). Это должно коснуться не всех автомобилей, а только определенной группы, указано в документе.

Сейчас закон об ОСАГО запрещает использовать старые детали для ремонта всех автомобилей, а также цены на них для расчета выплат в деньгах – использовать можно только новые запчасти.

Считать ущерб по ОСАГО с использованием старых запчастей РСА предлагает для машин, которые изначально не поставлялись для продажи в России – в том числе для автомобилей с правым рулем, говорится в письме. Для некоторых праворульных машин новых запчастей сейчас нет и непонятно, какую стоимость детали учитывать при расчете, объясняет гендиректор «Зетта страхования» Игорь Фатьянов. В основном это касается японских машин, для которых в России нет новых оригинальных деталей, но есть неоригинальные запчасти или детали, которые можно было бы взять из аварийных машин, говорит заместитель гендиректора «Ингосстраха» Илья Соломатин. На доставку оригинальной детали из страны-производителя уходит несколько месяцев, а затягивание сроков выплаты по ОСАГО грозит штрафами, замечает он. На выплаты у страховщика есть 20 дней, на ремонт – 30 дней.

Устанавливая размер ущерба по ОСАГО, страховщики опираются на единую методику, подготовленную ЦБ еще в 2014 г. Сейчас регулятор работает над ее изменением с участием представителей РСА, говорит представитель ЦБ, – по этой методике РСА формирует справочники средней стоимости запчастей. Представитель ЦБ не смог сказать, когда регулятор утвердит новую редакцию методики: для этого прежде нужно «найти баланс и постараться учесть мнение всех заинтересованных сторон».

Если идея РСА войдет в новую редакцию документа, то эксперту-технику при оценке размера ущерба придется методом наблюдения учитывать стоимость бывших в употреблении запчастей, которые продаются в каждом конкретном регионе, а не пользоваться ценами в справочниках, объясняет начальник управления методологии урегулирования убытков РСА Андрей Маклецов. Это позволит страховщикам не переплачивать и учитывать стоимость более дешевых деталей не худшего качества, считает он.

Идею РСА нужно распространить не только на «старые и праворульные автомобили», но и на другие машины, говорит заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов.

Но пока она противоречит нормам закона об ОСАГО, касающимся натурального возмещения, – машины должны ремонтироваться только с использованием новых запчастей, указывает организатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. А в случае с денежной компенсацией расчет ущерба на основе цен бывших в употреблении запчастей занизит размер выплат по ОСГАО до 30%, говорит президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. По его словам, использовать оценку с включением стоимости старых деталей можно тогда, когда есть сертифицированный рынок таких запчастей. А в России его нет, заключает он.

Старая запчасть ОСАГО не портит