Кредиторы Рустама Тарико хотят отобрать у него 49% банка «Русский стандарт»
Они собрали 25% выпуска облигаций, необходимых для начала взыскания залогаДержатели еврооблигаций Russian Standard Ltd, которым Рустам Тарико не выплатил купон, консолидировали 25% выпуска на $544 млн. Об этом «Ведомостям» рассказали два инвестора и человек, знающий это еще от нескольких держателей этих бумаг.
Интересы группы владельцев бондов Russian Standard представляет юридическая фирма Latham & Watkins, уточняют два собеседника «Ведомостей». Представитель фирмы это подтвердил. По его словам, инвесторы собираются потребовать досрочного погашения долга и процентов. Владельцы облигаций также готовятся взыскать залог – 49% акций принадлежащего Тарико банка «Русский стандарт», указывает один из них. Согласно проспекту эмиссии, требовать досрочного погашения бумаг кредиторы могут уже сейчас, замечает другой инвестор, при этом истребовать залог в 49% банка «Русский стандарт» можно будет не ранее 28 февраля – по прошествии трех месяцев после дефолта.
В октябре Russian Standard не выплатила купон $35 млн. До этого он выплачивался новыми бумагами, а денежная выплата впервые должна была произойти 27 октября 2017 г.
Russian Standard – техническая компания и формально не связана с банком. Она стала эмитентом бумаг в 2015 г., когда в результате убытков «Русский стандарт» чуть не потерял капитал и держатели его субординированных бондов на $550 млн согласились на реструктуризацию. Единственное обеспечение по бумагам Russian Standard – 49% акций банка. Дефолт Russian Standard произошел в тот момент, когда банк «Русский стандарт» вышел на прибыль: за январь – сентябрь 2017 г. он заработал 1,4 млрд руб. против убытка в 3 млрд руб. годом ранее.
Кредиторам нужно было собрать минимум 25% бумаг, чтобы получить право давать инструкции трасти, который будет действовать от имени держателей всего выпуска, объясняет партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный. Есть еще одно необходимое условие, продолжает он, это наличие банковской гарантии или депозита на покрытие расходов трасти.
Для принудительного взыскания залога инвесторам вряд ли потребуется обращение в суд, поскольку договором предусмотрен внесудебный порядок, указывает Тертычный. У трасти есть три варианта действий, перечисляет он: это продажа акций банка на торгах, продажа конкретному инвестору либо передача доли в банке группе инвесторов. Покупатель должен будет сначала заручиться согласием российского ЦБ, подчеркивает он.
«Непонятно, кто может иметь интерес к акциям банка «Русский стандарт». Возможен потенциальный инвестор, например, для проекта поглощения этого банка, но тут много нюансов и трудностей. Взыскание залога, вероятно, будет непростой и небыстрой процедурой», – рассуждает партнер юрфирмы Vinder Law Office Вячеслав Фальковский.
«На моей памяти дело редко доходило до взыскания залога. Скорее всего, все закончится реструктуризацией», – считает Тертычный. Либо эмитент и инвесторы сами договорятся об этом, либо, в случае несговорчивости кредиторов, эмитент может получить специальный приказ английского суда (scheme of arrangement). Его суть в том, продолжает Тертычный, что суд может запретить взыскивать имущество, если эмитент докажет, что реструктуризация будет выгоднее инвесторам. По его словам, такой же приказ суда Тарико получал в ходе реструктуризации двух выпусков бондов банка в 2015 г.
Представитель холдинга «Русский стандарт» от комментариев отказался.