«Росгосстрах» планирует выбраться из убытков в 2018 году
Для этого он закроет часть офисов и не будет восстанавливать долю на рынке ОСАГО«Росгосстрах» надеется закончить этот год без убытков, заявил «Ведомостям» первый зампред правления Вячеслав Воробьев. Компания перестала быть прибыльной в 2015 г., напоминает гендиректор компании Николаус Фрай: тогда ее убыток составил 5 млрд руб. и с тех пор только возрастал.
Чтобы исправить ситуацию, «Росгосстрах» начал «детальный аудит эффективности розничной сети», рассказывает Воробьев. Это один из способов по выводу компании из убытков, объясняет он: нужно уйти от необоснованных расходов. Каждый офис будет проанализирован на предмет эффективности работы и продуктивности персонала.
Результатом аудита может стать сокращение числа офисов. «Росгосстрах» может закрыть около 300 точек продаж – это 12% (всего у компании их примерно 2500), а в столичном регионе до 50% агентов и офисов – до середины лета, сообщил в пятницу ТАСС со ссылкой на источники на страховом рынке. В системе «Росгосстраха» работало более 100 000 сотрудников и агентов, следует из его отчета за 2016 г. С октября 2016 г. по август 2017 г. число агентов компании снизилось с 65 000 до 56 000, рассказывал ее представитель.
Столь больших сокращений (до 50%) в столичном регионе не будет, уверяет представитель «Росгосстраха». «Оптимизация сети не будет реализовываться через механическое сокращение числа точек продаж», – обещает Воробьев.
Второе лекарство от убытков – ограничение доли на рынке ОСАГО. «Росгосстрах» всегда называл его причиной многомиллиардных убытков последних лет, напомнил Воробьев. В первом полугодии 2017 г. убыточность этого вида страхования, по данным «Эксперт РА», превышала 185%. Доля «Росгосстраха» на рынке ОСАГО достигала 40%, но, стремясь снизить потери, компания сокращала ее и к концу года довела до 10%. В этом году «Росгосстрах» планирует держать долю на рынке ОСАГО на уровне 10%, которого он придерживается уже сейчас, говорит представитель компании.
Проблемы «Росгосстраха» с ОСАГО очевидны, отмечает директор страховой аналитической группы Fitch Анастасия Литвинова: у компании традиционно были низкая средняя премия и средний убыток, но с начала 2016 г. убыток рос быстрее среднерыночного. То есть, продолжая продавать ОСАГО относительно дешевле (в основном в силу региональной структуры портфеля), страховщик начал выплачивать больше. «ОСАГО было ключевой причиной сваливания «Росгосстраха» в чистый убыток, но был и ряд других давних проблем, которые не позволили компании создать запас прочности на случай ухудшения ситуации в ОСАГО. А это, очевидно, должен был быть главный стресс-сценарий для компании, т. е. его нужно было предвидеть и готовиться к нему давно», – рассуждает Литвинова.
Удерживать 10%-ную долю на рынке ОСАГО «Росгосстраху» будет трудно, считает управляющий директор по страховым и инвестиционным рейтингам «Эксперт РА» Алексей Янин. Известность бренда сыграет против компании: клиенты продолжат покупать ОСАГО у компании, а, учитывая обязательность услуги, регулировать продажи будет тяжело, объясняет он, «но если вооружиться методами других страховщиков по сдерживанию продаж, то это вполне реально».
В портфеле «Росгосстраха» ОСАГО пока остается основным видом страхования (на него приходится 38% бизнеса), поэтому решение об аудите розничной сети логично, говорит заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Евгений Шарапов. Сокращение числа офисов может улучшить финансовый результат компании, полагает он.
И все же «Росгосстраху» будет сложно по итогам 2018 г. получить прибыль от страховой деятельности, считает Литвинова: чистая прибыль может сложиться благодаря инвестиционному результату, особенно с учетом недавних крупных вливаний в капитал. За 2016–2017 гг. «Росгосстрах» получил от основного акционера – банка «ФК Открытие» – 85 млрд руб., из них 24 млрд прошлой осенью. В этом году «Росгосстраху», скорее всего, также понадобится финансовая помощь от акционера для покрытия убытков 2017 г. и формирования качественной структуры активов, уверен Шарапов.
«ФК Открытие» и ЦБ (санирует банк) на запросы не ответили.