Введение ремонта по ОСАГО не избавило страховые компании от претензий клиентов

С помощью автоюристов они отсуживают у страховщиков сотни тысяч рублей за плохой ремонт
Не все автовладельцы довольны качеством сервиса
Не все автовладельцы довольны качеством сервиса / Ярослав Чингаев / Для Ведомостей

Страховщики начали получать первые иски за отремонтированные автомобили по натуральному ОСАГО. Закон, устанавливающий приоритет ремонта над выплатами, работает с апреля прошлого года, но распространяется только на новые полисы. Теперь страховщик направляет автовладельцев в сервис для ремонта поврежденной машины. Получить возмещение ущерба деньгами можно только в исключительных случаях. Например, если автомобиль не подлежит восстановлению или здоровью потерпевшего нанесен средний или тяжкий ущерб. По данным Российского союза автостраховщиков, ремонтом уже урегулируется около 10–12% от общего количества убытков в ОСАГО.

Но не все автовладельцы довольны качеством сервиса. Иски, в которых оспаривается качество ремонта, получили «Росгосстрах» ВСК, «Согласие», «Альфастрахование», «Энергогарант» и «Ренессанс страхование», показал опрос «Ведомостей». Представители компаний сообщили, что пока это единичные иски, но точное число заявлений не раскрывают. «Росгосстрах» получает до двух подобных исков в месяц, сообщил его представитель.

ЦБ ожидал, что будут претензии по качеству ремонта, и в курсе происходящего, говорит его представитель. Но страховщики пока не предоставили регулятору точной информации, добавляет он.

Все иски подали не страхователи, а автоюристы, уверяют директор департамента урегулирования убытков «Энергогаранта» Николай Гребецкий и руководитель юридического департамента ВСК Алексей Чуб. Истцы настаивают на денежной компенсации, которая должна возместить некие расходы на устранение недостатков выполненного ремонта, рассказывает директор юридического департамента «Ренессанс страхования» Павел Лавренков. После того как автомобиль был отремонтирован, автоюристы осматривают машину, определяют якобы некачественный ремонт и считают, сколько стоит устранить недостатки, описывает Гребецкий. «А так как никаких современных стандартов определения качества ремонта пока не существует, придумывают обоснования, на какие хватает фантазии. Сумма претензий доходит до 500 000 руб.», – говорит он. Ремонтная реформа в ОСАГО затевалась, чтобы минимизировать ущерб от работы автоюристов, но этого не произошло, констатирует заместитель гендиректора страховой компании «Опора» Михаил Громцев.

Почти каждая машина, отремонтированная по натуральному ОСАГО, выходит со станции в «отвратительном состоянии», настаивает председатель Комитета по защите прав автовладельцев Кирилл Форманчук. При ремонте используются старые запчасти (а это запрещено законом) или поврежденные детали вместо замены ремонтируются. Форманчук знает о том, что к страховщикам подано больше 100 исков, в которых речь идет о качестве ремонта.

Автостанции не могут использовать новые детали. Стоимость запчастей в справочниках Российского союза автостраховщиков занижена, а работать себе в убыток автостанции не хотят, объясняет директор по сервису и запасным частям «Авилон Volkswagen» Константин Епанешников: «Нет нормативного документа, определяющего качество выполненных работ, что влечет дополнительные издержки при переговорах с автоюристами и риски ремонта автомобилей клиентов-экстремистов. Именно по этим причинам ремонтные организации вынуждены экономить, что приводит к установке неновых или низкокачественных запчастей». С ростом доли натурального возмещения в ОСАГО проблема с исками по качеству ремонта будет только усугубляться, прогнозирует гендиректор страховой компании МАКС Надежда Мартьянова.

Не все автовладельцы довольны качеством сервиса