Россияне впервые стали снимать меньше наличных с карт
На эту операцию пришлось менее половины оборота по картамЗа январь - сентябрь 2017 г. россияне сняли с карт почти на 2% меньше наличных, чем в прошлом году: 18,7 трлн против 19 трлн руб. Это следует из данных ЦБ.
В предыдущие 10 лет, за которые ЦБ публикует статистику, абсолютная сумма снятия наличных только росла, сообщил регулятор. А тренд на снижение начался во II квартале этого года.
Доля снятия наличных в обороте по картам составила на конец сентября 44%, тогда как еще в начале года она была 53%. Еще 26% (11,4 трлн руб.) карточного оборота по итогам сентября пришлись на оплату товаров и услуг, остальное (12,6 трлн) – на переводы с карты на карту.
«Похоже, что население стало считать карты более удобным инструментом оплаты», – говорит предправления НП «Национальный платежный совет» Алма Обаева. На росте безналичных платежей, по ее мнению, сказалось и законодательное требование приема карт торговыми точками, выручка которых превышает 40 млн руб. в год: теперь картой можно расплатиться все в большем количестве даже сравнительно небольших магазинов. Еще один фактор – это развитие электронной коммерции, которая предполагает безналичную оплату, продолжает Обаева, а если товар доставляется курьером, то практически у каждого из них есть мобильный терминал. Большую роль сыграл рост безналичной оплаты в такси, заключила она.
Средний чек при оплате товаров составил 891 руб. против 940 руб. годом ранее, сообщил ЦБ: «Это свидетельствует о том, что карты все чаще используются нашими гражданами при совершении повседневных покупок».
На конец сентября российские банки выпустили 265 млн платежных карт, из них 150 млн – активных, по которым была проведена хотя бы одна операция.
Пересчет, инкассация и транспортировка наличных денег стоят каждой стране до 1,5% ВВП, рассказывала в интервью «Ведомостям» президент по международным рынкам Mastercard Энн Кернс. Кроме того, добавляла она, наличные невыгодны, поскольку государства несут потери от уклонения от уплаты налогов и серой экономики.