Все больше компаний готовы принимать в оплату биткойны

Однако мало кто делает покупки с помощью криптовалюты
Неготовность потребителей тратить биткойны может снизить энтузиазм бизнеса
Неготовность потребителей тратить биткойны может снизить энтузиазм бизнеса / AP

В сентябре Дэниел Рой выставил на продажу дом на юге Лондона за 500 биткойнов (около 1,65 млн фунтов, или $2,2 млн на тот момент). С тех пор криптовалюта подорожала почти в 3 раза, и сейчас цена дома в биткойнах приближается к 5 млн фунтов. «Буду честной, никто не предложил приобрести его за биткойны», – говорит риэлтор Беки Мандэй.

Рост курса биткойна в 13 раз с начала года и его резкие скачки мешают цифровой валюте превратиться в средство платежа. Ее все чаще используют как ценную бумагу, из-за чего ей трудно стать средством платежа, как задумывалось изначально. Зачем тратить биткойны на что-то, если через несколько дней они могут стоить на 10–20% дороже. «Сейчас люди вкладывают немного лишних денег в биткойн, видят, как он растет, и надеются на лучшее, а не используют его в реальном мире», – отмечает стратег GFI Securities Джон Спалланцани. В среду днем курс биткойна превышал $13 000, по данным CoinMarketCap.

Популярность биткойна привела к увеличению числа операций его купли-продажи, но в системе может происходить лишь несколько транзакций в секунду. Это создает очереди на их выполнение, и не желающие долго ждать пользователи платят майнерам (тем, кто «производит» криптовалюту с помощью компьютерных мощностей) повышенную комиссию. Это еще одна причина, по которой потребители не захотят тратить биткойны на оплату мебели или чашки кофе.

Журналист-фрилансер Алден Уикер приобрела 0,008 биткойна, поскольку «постоянно слышала» про него, но не собирается его тратить: «Я планирую относиться к [своей криптовалюте], как 10-летний ребенок к акциям на $100, которые подарили родители. Для меня это просто обучающий опыт, и я не волнуюсь за результат».

Когда в 2013 г. биткойн только начинал приобретать популярность, ряд компаний, включая Microsoft и Dell, экспериментировали с приемом платежей в нем. Но у большинства на биткойны никогда не приходилось 1% выручки. В III квартале 2017 г. биткойн принимали три из 500 крупнейших онлайн-ритейлеров, а годом ранее – пять (данные Morgan Stanley).

Неготовность потребителей тратить биткойны может снизить энтузиазм бизнеса. Владелице лондонского салона Fifth Dimension Tattoo & Piercing Шэннон Идзиковской понравилась идея принимать оплату в биткойнах, о которой ей рассказал один из клиентов. Но пока ни одной сделки не было. «Это здорово звучит, но зависит и от других людей тоже», – отмечает она. Лондонский паб Pembury в июле прекратил продавать пиво за биткойны, после того как выросла комиссия за сделки, говорит Стивен Ерли, основатель управляющей пабом Individual Pubs.

«Если люди начнут использовать биткойн как валюту, он потеряет инвестиционную привлекательность», – говорит житель Нью-Йорка Алекс Комптон, который приобрел две монеты по $4700.

Есть и исключения. Осенью английская винодельня Walton Brook продала бутылку игристого вина за биткойны. Но такое происходит «не так часто, как хотелось бы», признает ее директор Сери Гриффитс.

Но и без реальных продаж биткойн может принести пользу. У фирмы Зака Сулеймана, занимающегося перевозкой вещей при переезде, не было ни одного клиента, который бы расплатился биткойнами. Но предложение такой формы платежа привлекло внимание СМИ: «Это бесплатная реклама».

Неготовность потребителей тратить биткойны может снизить энтузиазм бизнеса

Перевел Алексей Невельский