Клиенты Сбербанка смогут платить в магазинах по QR-коду

Расплатиться можно будет без карты с помощью мобильного приложения
Одно время QR-кодирование казалось бесперспективной технологией, но сейчас получило вторую жизнь
Одно время QR-кодирование казалось бесперспективной технологией, но сейчас получило вторую жизнь / Maxim Shemetov / Reuters

Сбербанк запустит оплату в магазинах с помощью приложения «Сбербанк онлайн», для платежа достаточно сканировать телефоном QR-код и подтвердить операцию. Об этой технологии «Ведомостям» рассказали два банкира, а представитель Сбербанка подтвердил: пилотная версия вскоре будет запущена. Партнеров он не назвал.

Сервис подходит для магазинов, курьерской доставки и терминалов самообслуживания, перечислил представитель Сбербанка, сервис могут поддерживать все магазины, которые работают со Сбербанком.

QR-коды для оплаты использует китайская Alipay, пришедшая в Россию летом. Приложение Alipay (к нему привязана банковская карта или электронный кошелек) позволяет не только платить в магазинах, но и заказывать еду, бронировать столик в ресторане, брать напрокат велосипед и т. д. Но платить через Alipay могут только граждане КНР.

«Многим российским банкам не дает покоя успех Alipay», – говорит банкир – специалист по карточкам: в России оплата по QR-коду не заменит традиционных карт и терминалов в магазинах. Но новое клиентское поведение формируется – все больше людей совершает платежи через мобильный банк, им можно предложить и новую услугу, считает он. Сбербанк провел фокус-группы и другие исследования, сказал его представитель: клиенты готовы платить по QR-коду.

Технология оплаты по QR-коду – способ достучаться до малого и среднего бизнеса, которому слишком дорог эквайринг, объясняет директор по развитию бизнеса Alipay в России и СНГ Богдан Задорожный: стоимость терминала – около 25 000 руб., это один из барьеров (хоть и не основной) для начала приема карт. QR-стикер достаточно наклеить на стену – и уже принимать безналичные платежи, а QR-код станет идентификатором продавца. Заодно это позволит уйти от серой схемы в небольших магазинах, когда продавцы предлагают перевести деньги им на личную карту: средства зачисляются на счет физического лица и налог, как правило, не уплачивается. QR-код – это белая альтернатива таким платежам, она позволяет зачислить средства на счет юрлица. Есть и более продвинутый вариант: код создается на любом экране – например, мобильного кассового аппарата, заключает Задорожный.

Успешность проекта будет зависеть от того, насколько Сбербанку удастся расширить применение этой технологии, считает топ-менеджер банка-конкурента. Приложением «Сбербанк онлайн» пользуется 28 млн человек в месяц, сообщил представитель банка. Сбербанк принимает карты примерно в 50% магазинов в России, в некоторых регионах эта цифра доходит до 70–80%, указывает замдиректора по развитию бизнеса OpenWay в России Сергей Лебедев. По его словам, внедрение оплаты по QR-коду – не суперсложная технологическая задача. В дальнейшем банк может расширить коммуникацию с клиентом, как это делает Alipay, предлагая дополнительные сервисы, считает он.

QR востребован

В России много проектов, завязанных на QR-коды, говорил председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов: и для оплаты, и в программах лояльности многие торговые точки ее поддерживают. Над оплатой по QR-коду работают PayQR, MobiCash и др. «Наша компания перестала продвигать этот метод после прихода на рынок Apple, Samsung и Android Pay», – делится один из разработчиков.

Сбербанк не делает переводы напрямую со счета на счет, для платежей в «Сбербанк онлайн» карта в любом случае выступает идентификатором, рассказывают два собеседника «Ведомостей», знакомых с IT-архитектурой Сбербанка. И возникает вопрос, сможет ли банк избежать выплаты комиссий карточным платежным системам, даже если платежи будут совершаться по QR-коду. В среду вечером узнать это в Сбербанке не удалось.

Оплата по QR-коду дольше, чем оплата картой, будут очереди на кассах, такого себе не могут позволить крупные торговые сети, указывает розничный банкир.

Оплата с помощью QR-кода обсуждалась, договоренностей не было, рассказывает директор по инновациям «Азбуки вкуса» Георгий Михайлов. «Если Сбербанк сможет сделать этот метод оплаты понятным для покупателя и если выдержит конкуренцию с Apple Pay и Android Pay, почему нет? Модель QR-платежей успешно используется в некоторых странах, значит, это востребованная услуга, вопрос, как вовлекут покупателя и как донесут до него необходимость платить именно так, а не иначе», – рассуждает он. Сеть «Перекресток» готова рассматривать предложения партнеров, которые будут экономически эффективны и полезны покупателям, комментировал директор сети по информационным технологиям Денис Харитонов.