Инвесторы вернулись на сырьевые рынки
Можно ждать роста цен на металлы, но не на нефть, считают аналитики CitiРынки нефти и промышленных металлов сейчас во многом сбалансированы, однако цены на эти виды сырья в последнее время сильно выросли. Это во многом объясняется ожиданиями относительно ускорения роста мировой экономики, фактическим устойчивым ростом в Китае и возвращением инвесторов на сырьевые рынки, заявили аналитики Citigroup на организованном банком медиасаммите в Лондоне.
Сегодня не наблюдается корреляции на всех сырьевых рынках, как во время суперцикла в 2004-2012 гг., когда они все росли, сейчас рынки ведут себя в соответствии с собственными показателями соотношения спроса и предложения и это более здоровая ситуация, сказал Стюарт Стэйли, начальник глобального отдела торговли на сырьевых рынках.
Металлы
Обычно наблюдается хорошая корреляция в течение года между началом ужесточения денежной политики ФРС США (в связи с хорошим положением в экономике) и улучшением ситуации на рынках промышленных металлов и этот раз не стал исключением, отметил Рик Макинтайр, начальник глобального отдела торговли металлами Citi. ФРС начала повышать процентные ставки в декабре 2016 г., и цены на многие промышленные металлы выросли на десятки процентов. Подъем котировок обеспечивают три основных фактора, пояснил Макинтайр: ускорение роста мировой экономики; проблема с предложением из-за того, что сокращались капиталовложения в период падения цен; возобновление притока инвестиций на сырьевой рынок.
«Если нефть останется на $60 с небольшим, а рынки промышленных металлов продолжать демонстрировать устойчивость в ближайшие 6-9 месяцев, мы увидим значительный приток дополнительных средств инвесторов на сырьевой рынок, - сказал Макинтайр. – В ближайшие годы мы ждем более высокие цены на металлы в результате реализации трех вышеназванных факторов».
Рынок меди сейчас сбалансирован, ее запасы не изменились в последние два года, но при этом цены выросли на 50%, отметил Макс Лейтон, начальник отдела анализа сырьевых рынков в регионе EMEA. Один из главных драйверов – ожидание ускорения экономического роста в мире и улучшения ситуации в Китае, который оказывает определяющее влияние на рынок меди. Два года назад участники рынка ждали, что в Китае будет девальвация, падение темпов роста ВВП, а спрос на медь расти не будет. Однако ситуация изменилась, Пекин смог поддержать экономику и прежде всего - строительную отрасль, поэтому сейчас участники рынка ждут роста спроса на 2-3% в год, пояснил Лейтон: «Тогда считалось, что не нужно больше месторождений, а сейчас оказалось, что нужно, но на введение их в строй нужны годы».
Нефть
«В 2016-2017 гг. мы наблюдаем возврат инвесторов на сырьевые рынки после того, как многие ушли, особенно во время обвала цен на нефть. И дело здесь на только в улучшившихся перспективах сырьевых рынков, но и в перетоке инвестиционных денег с других рынков - перегретого фондового, с рынка облигаций», - говорит Стэйли. На рынке нефти, по его словам, основная тема в ближайшие годы – сможет ли ОПЕК с присоединившимися к ней странами контролировать производство и как будут действовать сланцевые добытчики в США, как будет расти экспорт американской нефти.
Действия ОПЕК+ привели к тому, что в этом году дефицит нефти на мировом рынке окажется около 0,5 млн баррелей в день, запасы нефти сокращаются быстрее, чем ожидалось, отметил Крис Мейн, стратег по энергетическим рынкам Citi. Однако при таком уровне цен потребуется 3-6 месяцев, чтобы компании в США активизировали добычу сланцевой нефти. Поэтому в 2018 г. рынок станет сбалансированным и если в 2017 г. средняя цена Brent составит $54-55 за баррель, то в следующем – примерно столько же, может быть, на $1 меньше, прогнозирует Мейн. Однако в 2019 г. стоит ждать роста волатильности, а возвращение избытка нефти может в какие-то периоды приводить к падению цены ниже $50.
Хотя многие нефтепроизводители в США закладывают в бюджеты повышение расходов из-за роста цен на нефтесервисные услуги, в последние годы они смогли очень сильно повысить эффективность своей деятельности. Они активно хеджируют будущие поставки при $50 за баррель WTI, такой цены им достаточно для сохранения прибыльности, уверяет Лейтон. А некоторые страны ОПЕК, а также Россия при нынешних ценах хотят иметь больше возможностей, поэтому не факт, что 30 ноября на саммите ОПЕК соглашение об ограничении добычи будет продлено еще на девять месяцев после марта 2018 г., добавил Мейн.
Поэтому в отсутствие геополитических шоков $65 за баррель Brent в ближайшие 2-3 года станет верхней границей диапазона, в котором будет колебаться цена нефти, устойчивое превышение этого уровня маловероятно, считает Мейн.
Еще один фактор, который будет влиять на нефтяной рынок, - распространение ветряной и солнечной энергетики, которое стало менять поведение потребителей, особенно в США, а также в Европе. Это, по мнению аналитиков, создает напряжение в секторе добычи ископаемого топлива. В 2016 г. капиталовложения в возобновляемую энергетику в мире превысили $300 млрд, а в традиционную - составили около $100 млрд, отметил Джейсон Чэннелл, начальник глобального отдела возобновляемых источников энергии.