Сбербанк готовится к захвату рынка интернет-платежей
Он снизил ставки за прием карт в интернете, но никто из конкурентов не готов следовать за нимНа прошлой неделе Сбербанк снизил ставки за прием карт для интернет-магазинов до 1,8%. Тариф действует для торговых точек с оборотами от 7 млн руб. в месяц, говорится на сайте госбанка.
Участники рынка восприняли снижение ставок настороженно: 1,8% означает работу на грани безубыточности. У приема карт в интернете есть себестоимость, в нее входит в том числе межбанковская комиссия, которая выплачивается за каждую операцию банку, выпустившему карту (эмитенту). В зависимости от типов карт (чем выше категория карты, тем больше получает эмитент с каждой операции по ней. – «Ведомости») эта комиссия может доходить до 2%, рассказывает начальник управления развития электронной коммерции Бинбанка Алексей Соловей, что делает услуги приема карт абсолютно нерентабельными при ставке 1,8%. Средневзвешенная комиссия составляет 1,8%, это значит, что все доходы банки (если снизят ставки до уровня Сбербанка) будут отдавать эмитентам, маржа будет равна нулю, объясняет основатель платежного сервиса Chronopay Павел Врублевский.
Такая ставка позволяет банкам зарабатывать на приеме платежей, однако при этом их маржа снизится примерно в 2 раза, поскольку комиссия, которую банк перечисляет эмитенту и международным платежным системам, не изменилась, указывает руководитель отдела по работе с клиентами группы компаний Assist Диана Полехина.
Получить доход с указанной ставкой можно, если соблюдены определенные условия: высокий средний чек, платежи проходят с проверкой 3D-Secure, минимальное количество возвратов и минимальное количество карт, возражает представитель «Тинькофф банка», оговариваясь, что в основном с указанной ставкой банку не заработать на приеме платежей в интернете.
Для этого необходимы снижение расходов и автоматизация, считает начальник отдела эквайринга департамента электронного бизнеса среднего и малого бизнеса Пром-связьбанка Марк Баранов. Заработать при такой ставке можно, но это зависит от типа используемых покупателем карт, полагает представитель Альфа-банка.
Выше 1,8% и комиссия платежных посредников между банками и онлайн-компаниями (например, таких, как Assist): итоговая комиссия за прием карт в интернете для компаний состоит из ставки банка и ставки Assist, сказала Полехина. Она не ждет существенных изменений: к Сбербанку может перейти часть клиентов с небольшими оборотами, поскольку для них имеет значение величина ставки и они часто принимают решение, основываясь на размере комиссии.
По ее словам, для крупных игроков рынка с большими оборотами (а это порядка 80% оборота рынка электронной коммерции) качество сервиса важнее величины ставки.
Понять, кто первый
Сбербанк является лидером по количеству обработанных карточных операций в офлайн-магазинах не только в России, но и в Европе (7,4 млрд шт.) по версии The Nilson Report, по оборотам госбанк на 7-м месте – $71 млрд. По количеству операций в интернете Сбербанк занимает 11-е место в Европе (101 млн транзакций), следует из данных The Nilson Report, однако данные по оборотам в отчете не раскрываются. Банкиры считают лидерами по оборотам в электронной коммерции Альфа-банк (доля – 30%, обслуживает «Аэрофлот») и «ВТБ 24» (25%, принимает платежи РЖД).
Альфа-банк, Бинбанк, Промсвязьбанк, «Русский стандарт», «Тинькофф банк», «ВТБ 24» не планируют снижать ставки вслед за Сбербанком. В то же время в зависимости от рода деятельности компании и оборотов эти банки предлагают ставки существенно меньше 1,8%: у «Тинькофф банка» диапазон ставок составляет от 0,85 до 2,79%, у «ВТБ 24» они начинаются от 1,2%, Промсвязьбанк также готов предложить части клиентов ставку ниже 1,8%.
Сбербанк может снижать ставки, поскольку доля его карт на рынке доминирующая и он не платит в большинстве случаев межбанковскую комиссию, выступая одновременно и как эмитент, и как банк, принимающий карты, объясняет Соловей. У Сбербанка на апрель было около 100 млн активных дебетовых и кредитных карт, следует из его данных. Когда Сбербанк обрабатывает свои карты, то он может вообще не проводить эту операцию через платежные системы, рассказывает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров. Раньше Сбербанк предлагал ставку 1,9–2%, ассоциация очень долго говорила с ним и платежными системами о том, чтобы эту ставку снизить, вспоминает он. Часть комиссии – до 0,25% – закладывается исходя из предположения о том, что доля мошеннических транзакций в интернете выше, чем в офлайн-магазинах, указывает он.
«Мы считаем, что для интернет-ритейлеров обоснована ставка 1–1,4%, поскольку доля мошеннических операций и возвратов падает, а банки не тратятся на торговые терминалы (как в офлайн-магазинах), которые стоят примерно $140 за штуку», – заявляет Федоров.
Белые онлайн-ритейлеры ратуют за развитие безналичных платежей, поскольку им выгоднее, когда клиент оплачивает товар полностью или вносит предоплату в момент покупки, а не в момент получения товара, говорит он: «Сейчас у нас распространена постоплата, а торговцы теряют на этом много денег». По его словам, некоторые клиенты делают заказ сразу в трех интернет-магазинах, рассчитывая купить товар только у того, кто приедет первым.
Сбербанк на запрос не ответил.