«Сбербанк CIB» предсказал ренессанс на рынке облигаций

Снижение ставок сэкономит российским компаниям 2,5% ВВП
В обзоре анализировали весь совокупный корпоративный долг, т. е. кредиты и облигации (как на внешнем, так и на внутреннем рынке)
В обзоре анализировали весь совокупный корпоративный долг, т. е. кредиты и облигации (как на внешнем, так и на внутреннем рынке) / Е. Разумный / Ведомости

«В обзоре анализировали весь совокупный корпоративный долг, т. е. кредиты и облигации (как на внешнем, так и на внутреннем рынке)», – объясняет главный стратег «Сбербанк CIB» Андрей Кузнецов. Сейчас долг российских компаний составляет почти 70% ВВП.

Экономия в 2,5% ВВП произойдет по сравнению с 2015 г., когда ставки были на пике, по конец 2017 г., говорит он. Выгода, по его словам, будет достигнута «в основном за счет рефинансирования старых кредитов (тем более что долгов свыше трех лет у российских компаний не много), а также выкупа старых выпусков облигаций и размещения новых, по новым ставкам».

Процесс идет полным ходом. «То, что я вижу, – сейчас все размещения разлетаются как горячие пирожки: эмитенты, которые ранее с трудом привлекали финансирование, сейчас таких проблем не испытывают и размещаются очень дешево», – делится впечатлениями начальник управления инвестиций «Райффайзен капитала» Владимир Веденеев.

В августе инфляция замедлилась до 3,3% в годовом выражении, а в сентябре ЦБ снизил ключевую ставку сразу на 50 базисных пунктов до 8,5% годовых. Все это усилило на долговых рынках ожидания дальнейшего снижения ставок, что отражается в сокращении дисконта доходности облигаций федерального займа (ОФЗ) к ключевой ставке на 10 б. п. до 60–90 б. п., говорит управляющий по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка Александр Полютов: «Общее снижение рублевых ставок, в частности ОФЗ, способствует снижению доходности и корпоративных бондов на локальном рынке». Это будет мотивировать корпоративных эмитентов активнее размещать облигации, в первую очередь с целью рефинансирования долга, снижая стоимость заимствований и удлиняя их срочность, согласен с Кузнецовым Полютов.

Разница в доходностях между компаниями первого и второго эшелонов за последний год предельно сокращается, говорит Веденеев: «Если компании первого эшелона занимают в среднем под 8% годовых, то второй даст в лучшем случае 9%, именно у последних за год-полтора драматически упали ставки».

Для рефинансирования старых выпусков сейчас очень хороший момент, а увеличивать долг особо никто не планирует – инвестиционная активность в России все же довольно низкая, добавляет Веденеев.

На рынок как выходили частые гости – крупнейшие компании, так и возвращались те, кто ранее с рынка уходил, но теперь посчитал условия выхода приемлемыми, замечает руководитель корпоративно-инвестиционного блока Совкомбанка Михаил Автухов: «Также мы видим активность и со стороны дебютантов как в финансовом секторе, так и в корпоративном, а еще, что явилось новым трендом, в сегменте субфедеральных эмитентов. Некоторые компании даже успели сделать несколько раундов заимствований». Среди новых имен, недавно появившихся на долговом рынке, Автухов вспоминает ГК «Самолет», «Соллерс-финанс», «Связьинвестнефтехим», концерн «Калашников» и ВБРР. В первом и втором эшелоне уже присутствуют крупные и средние банки, институциональные инвесторы (пенсионные фонды, УК, страховщики), в сегменте высокодоходных облигаций все более заметными становятся физические лица, секьюритизация привлекает пока довольно ограниченный круг крупных банков и институциональных инвесторов, перечисляет банкир.

Рефинансирование ранее выданных кредитов сейчас идет более активно из-за постоянного снижения ключевой ставки ЦБ, хотя спрос на него был всегда, говорит аналитик «Эксперт РА» Станислав Волков: «К тому же сейчас банки реже отказывают компаниям в рефинансировании, чем это было 1–2 года назад: теперь многие компании могут предъявить свои финансовые результаты, показывающие, как они прошли острую фазу кризиса, и продемонстрировать тем самым свое высокое кредитное качество».

Крупнейшие российские банки – Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк – не ответили на вопросы «Ведомостей».